МОСКВА, 15 авг – ПРАЙМ, Анна Подлинова. Банк России решил использовать новый инструмент на финансовом рынке – регулятор выпустил КОБР (купонные облигации Банка России) на сумму 150 миллиардов рублей по номиналу.
(Справка редакции: Купонные облигации - В отличие от дисконтной облигации держателю купонной облигации выплачивается не только номинальная стоимость в момент погашения, но и периодический купонный процент).
Почему ЦБ решился на выпуск купонных облигаций, и могут ли они стать альтернативой банковским депозитам, а также что произойдет со ставками на межбанковском рынке, порассуждали эксперты.
Заместитель начальника центра экономического прогнозирования Газпромбанка Максим Петроневич напоминает, что основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России являются процентные ставки на межбанковском рынке, которые он за счет собственных инструментов рефинансирования и абсорбирования пытается удерживать около ключевой ставки. "С начала августа ставка межбанковского рынка RUONIA упала с уровня около 9% до уровня 8,3%, что сигнализировало о том, что Банк России будто теряет контроль за этим ключевым инструментом", - сказал он агентству "Прайм".
Аналитик предположил, что причиной резкого отклонения RUONIA от ключевой ставки стало активное наращивание банками ликвидности, заметив, что на данный момент ее объем, находящийся на корсчетах и депозитах в ЦБ, превышает в два раза объем кредитов от ЦБ. "Чистая рублевая позиция банков на Центральный Банк составляет порядка 1 триллиона рублей, которые они ежедневно размещают, что достаточно много", - сказал он. Аналитик ФК "Уралсиб" Ирина Лебедева также замечает, что на банковских счетах в ЦБ скопился избыток ликвидности, что привело к снижению ставок на межбанковском рынке до уровней, не характерных для первой половины периода усреднения. Ставка межбанковского рынка очень сильно упала из-за возросшего спроса на депозиты, заметил Петроневич.
Выпуск КОБР может стать хорошей альтернативой банковским депозитам в ЦБ, считает Лебедева. Помимо этого, аукцион мог привлечь часть средств, которые казначейства банков вкладывают в ОФЗ, уверена она. "В результате мы ожидаем роста ставок на межбанковском рынке, а также повышения доходностей на коротком конце кривой ОФЗ", - подчеркивает Лебелева. В свою очередь Петроневич не считает, что КОБР заменят депозиты. "Это дополнительный инструмент, основное отличие которого заключается в том, что депозиты – это инструменты со сроком сбережения от одного до семи дней, а облигации – гораздо более длительные инструменты", - сказал он, заметив, что новый инструмент удобен для коммерческих банков. "Облигации очень ликвидны: приносят купон, их можно перепродать в отличие от депозитов. По сути это тот же инструмент сбережения, только несколько более гибкий", - пояснил он.
Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-капитал" Владимир Брагин замечает, что данные облигации выступают в качестве инструмента контроля избыточной ликвидности и ее абсорбирования, соглашаясь с Петроневичем, что заменить депозиты они не могут. По его словам, КОБР более гибкий и удобный инструмент, нежели депозиты. "При необходимости их можно оперативно продать, или, наоборот, купить с рынка, повлияв на ликвидность", - сказал он.
По его словам, данный инструмент позволит ЦБ сделать ставки денежного рынка более контролируемыми и чувствительными к ключевой ставке. "Иначе смысл в регулировании рынка с помощью ключевой ставки теряется", - заметил он.
Притоки ликвидности
В перспективе конца этого года в России можно ожидать достаточно сильного притока рублевой ликвидности, так как в ноябре-декабре обычно очень сильный дефицит бюджета, говорит Петроневич. "По нашим оценкам, дополнительный приток рублевой ликвидности к концу года может составить еще порядка 1-1,5 триллионов рублей", - оценил аналитик.
По его словам, если банки будут депонировать такую сумму в ЦБ на ежедневной основе, то это очень быстро прибьет ставку RUONIA к нижней границе коридора процентных ставок. "Вот почему ЦБ начнет абсорбировать эту ликвидность заранее: в сентябре-октябре и сделает это на долгий срок – на 6-12 месяцев", - объясняет эксперт. В противном случае, рассуждает Петроневич, ставки денежного рынка могут сильно упасть, вслед за этим могут упасть ставки на финансовом рынке, на фондовом рынке, что может привести к резкому оттоку средств нерезидентов российского рынка. "Все это может привести к сильному росту волатильности рубля, что для ЦБ неприятно", - подчеркнул эксперт.
Приближение межбанковских ставок к ключевой есть цель операций Банка России с КОБР, заметил он, добавив, что эффективность этих операций будет зависеть от объема, который предложит регулятор. "Если он предложит столько, чтобы покрыть спрос, то инструмент окажется эффективным и ставки прибьются к границе ключевой", - сказал Петроневич. По его мнению, для этого объем депонирования средств за счет различных инструментов до конца года нужно нарастить на 1-1,5 триллиона рублей.