МОСКВА, 22 сен - ПРАЙМ. Уникальное исследование, которое поможет окончательно установить причину крушения пассажирского самолета Boeing 737–800 компании FlyDubai в Ростове-на-Дону, проводится в США, пишет газета "Коммерсант".
В частности, речь идет об изучении суперсовременной системы индикации параметров на стекле перед глазами летчика - Head Up Display (HUD), которая была установлена на разбившемся лайнере и могла спровоцировать потерю ориентировки командира. "В США проводится уникальное исследование, которое поможет окончательно установить причину прошлогодней катастрофы Boeing 737–800 компании FlyDubai в Ростове-на-Дону", - говорится в материале.
Отмечается, что борт FlyDubai стал первым в мире разбившимся самолетом из числа оснащенных суперсовременной системой HUD. Прозрачный дисплей перед глазами управляющего летчика с индикацией на нем параметров полета штатно устанавливается только на самых последних Boeing 787 Dreamliner или на Airbus 318. В данном случае компания FlyDubai заказала установку этой опции для своих самолетов более ранних версий.
Издание напоминает, что наиболее вероятная причина трагедии была установлена экспертами Межгосударственного авиакомитета в прошлом году. Большинство участников расследования полагают, что управлявший самолетом командир Аристос Сократуос, пытаясь увести машину на круг после неудавшейся посадки в Ростове-на-Дону, потерял ориентировку в пространстве и направил самолет вниз, вместо того чтобы набирать высоту. Опытный пилот, как полагают эксперты, "оказался во власти своих соматогравитационных иллюзий".
Как пишет газета, некоторые участники расследования предположили, что дополнительным фактором, провоцировавшим потерю ориентировки командиром, могла стать еще и смена индикации на расположенном перед его глазами HUD. По их мнению, изображения, которые видел перед глазами летчик Сократуос, синхронизированные с произнесенными им словами и совершенными управляющими действиями, могли бы дать наиболее полную картину того, что происходило в кабине в последние секунды полета. "Однако режимы индикации на HUD, в отличие от речи и параметров полета, ни один из самописцев Boeing не записал. Чтобы восполнить этот пробел, экспертам МАК пришлось обратиться через Национальный совет безопасности на транспорте (NTSB) США к производителю дисплеев — американской фирме Rockwell Collins, Inc", - сообщает газета.
Производитель HUD пообещал восстановить последовательность смены изображений на дисплее Boeing и дать результаты МАК в виде видеофильма. Планируется, что индикацию HUD наложат на общий график параметров полета. Как отмечается, что претензий к качеству и работоспособности активного дисплея у российских экспертов нет.
Пассажирский Boeing 737-800 компании Flydubai, летевший из Дубая, разбился в Ростове-на-Дону в ночь на 19 марта прошлого года. Самолет упал левее взлетно-посадочной полосы. На борту находились 55 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли. СК РФ рассматривает две основные версии крушения: техническая неисправность и ошибка экипажа. По факту крушения авиалайнера следователи возбудили уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц".