МОСКВА, 29 сен - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Правительство РФ внесло в Госдуму проект бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. При доработке проекта кабмин сократил его дефицит до 1,3% ВВП в 2018 году и 0,79% ВВП в 2019 и 2020 годах, тогда как согласно ранее одобренному проекту дефицит на 2018 год составлял 1,37% ВВП, на 2019-й - 0,84% ВВП, а на 2020-й - 0,87% ВВП. Это произошло за счет некоторого сокращения расходов, тогда как доходы остались практически неизменными, лишь немного увеличившись в 2018 году (было - 15,182 трлн рублей, стало - 15,258 трлн рублей).
При этом планируется, что 2018 год станет последним, когда дефицит бюджета финансируется за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). За этот год из него в этих целях, а также на софинансирование добровольных пенсионных накоплений будет направлено 1,114 трлн рублей. Далее ожидаются траты из ФНБ только на пенсионные накопления - 4,5 млрд рублей в 2019 году и 3,8 млрд рублей в 2020 году. Таким образом, планы по расходованию ФНБ в ближайшие три года остаются неизменными. Резервный фонд, как предполагается, в этом году будет истрачен на покрытие дефицита бюджета и в начале следующего года прекратит свое существование.
Прогнозируемый объем ВВП на 2018 год составляет 97,462 трлн рублей, на 2019 и 2020 годы - 103,228 трлн рулей и 110,237 трлн рублей соответственно. Основные характеристики бюджета были рассчитаны исходя из уровня инфляции, не превышающего 4% в год в течение трехлетнего периода.
Госдума может рассмотреть предложенный ей проект бюджета на 2018-2020 годы в первом чтении 27 октября.
СОЦИАЛКУ НЕ СОКРАТЯТ
О том, какие именно расходы планируется сократить, подробной информации пока нет. Известно лишь, что одно из главных направлений дополненного правительством бюджета – выполнение социальных обязательств при любой экономической конъюнктуре, которое анонсировал премьер Дмитрий Медведев, остается неизменным. Только на исполнение "майских указов" президента РФ в ближайшую трехлетку суммарно заложено 2,2 трлн рублей.
Согласно документам к проекту бюджета, исполнение восьми указов от 7 мая 2012 года, подписанных Владимиром Путиным после вступления в должность президента, будет стоить казне 771,8 млрд рублей в 2018 году, 735,3 млрд рублей в 2019 году и 713,6 млрд рублей в 2020 году.
Кроме того, правительство уже внесло в Госдуму проект о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума трудоспособного населения. Согласно ему, к 2019 году МРОТ будет равен прожиточному минимуму, что позволит обеспечить повышение заработной платы около 4,5 млн работников, в том числе 1,6 млн занятых в бюджетной сфере.
ДОХОДОВ НЕ ХВАТАЕТ
Что касается доходов, то их источники остаются традиционными – внешнеэкономическая деятельность, налоговые и дивидендные отчисления. По оценке Минфина, в 2018 году объем поступления дивидендов от госкомпаний будет менее чем 380 млрд рублей. В 2019 году дивидендные доходы бюджета составят 425,6 млрд рублей, а в 2020 году –457 млрд рублей. Оценка поступления дивидендов на 2017 год снижена вдвое - до 234,4 млрд рублей с 480 млрд рублей.
Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил о том, что общий объем дивидендов на трехлетку учтен в размере "чуть больше 400 миллиардов рублей ежегодно". По его словам, в проект бюджета заложены доходы от дивидендов госкомпаний исходя из 50% чистой прибыли по МСФО, а также госбанков исходя из показателей достаточности капитала. Позже власти приняли решение, что уровень выплаты дивидендов для отдельных компаний может обсуждаться индивидуально. В частности, по словам Силуанова, дивиденды "Роснефтегаза" в 2017 году будут замещены ненефтегазовыми доходами.
Правительство также уточнило доходы от приватизации в размере 13 млрд рублей в 2018 году, 12,2 млрд рублей в 2019 году и 11,4 млрд рублей в 2020 году. РФ сохраняет планы по приватизации крупных компаний и банков на ближайшую трехлетку. До 2019 года планируется сокращение доли участия РФ в "Алросе"до 29% плюс одна акция, в "Совкомфлоте" - до 25% плюс одна акция, в ВТБ - до 25% плюс одна акция. Однако пока решения на этот счет нет, поступление средств в бюджет не прогнозируется.
По внешним займам власти сохраняют планы на 2018-й и последующие два года в объеме 7 млрд долларов ежегодно, включая обмен старых выпусков евробондов на 4 млрд долларов в год. Планы по чистым внутренним займам на 2018 год сокращены до 817,042 млрд рублей, хотя ранее предполагалось 868 млрд рублей. На 2019 и 2020 годы планы по внутренним займам также сокращены соответственно до 782,598 млрд рублей и до 1,212 трлн рублей против планировавшихся ранее 870 млрд и 1,34 трлн рублей соответственно.
При этом общий объем госдолга РФ в 2018-2020 годах не превысит 16% ВВП. Безопасным авторы законопроекта называют уровень госдолга в пределах 20% ВВП. В общем объеме госдолга будет преобладать внутренний долг в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг, выраженных в рублях. Доля внутреннего долга в общем объеме будет расти с 68,9% в 2018 году до 72% в 2020 году.
ЭКОНОМИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СБОРЫ
На фоне сокращения ряда доходных статей отлично срабатывают меры экономии и введения новых сборов с населения и бизнеса. Правительство при доработке бюджета на трехлетку уменьшило объем субсидий ВЭБу до 100 млрд рублей в год. Госкорпорация в соответствии с законом о бюджете на 2017 год должна была получить из казны 150 млрд рублей. Ранее проект бюджета 2017-2019 годов предусматривал ежегодную субсидию ВЭБу на эту сумму. Минфин предложил сократить финансирование ВЭБа в текущем году на 42 млрд рублей, поскольку госкорпорация справляется с текущими проблемами и по итогам года получит прибыль.
Дополнительные средства даст бюджету увеличение ставки акцизов на бензин в общей сложности на рубль в 2018 году. В будущем году это принесет 25,3 млрд рублей сверх намеченного ранее, в 2019 году - 44,4 млрд рублей, а в 2020 году 45,5 млрд рублей. Средства будут направлены на строительство новых автомобильных дорог, инфраструктуры, в первую очередь в Крыму, Калининграде, на Дальнем Востоке.
Минфин закладывает поступления в бюджет от "Платона" исходя из роста тарифа с 1 июля 2018 года до 2,15 рубля за километр с 1,91 рубля за километр, что принесет почти 23 млрд рублей в будущем году и почти 25 млрд рублей в 2019 году.
Кроме того, в 2019 году в морских портах РФ планируется ввести инвестиционный сбор в размере 25% от действующих портовых сборов. Средства пойдут в бюджет и будут израсходованы на развитие инфраструктуры. Также Минфин заложил в бюджет снижение порога беспошлинного ввоза товаров физлицами с 1 июля 2018 года до 20 евро.
Правительство РФ закладывает в бюджет повышение платы за пользованием лесом и водой. Повышение ставок за использование лесов, как ожидается, в 2018 году принесет дополнительно 6,23 млрд рублей, в 2019 году – почти 3 млрд рублей, а в 2020 году – более 4,5 млрд рублей. В результате дополнительного повышения ставок за пользование водными объектами ожидается получить в 2018 году дополнительно 1,43 млрд рублей, а в 2019 году - 2,92 млрд рублей.