МОСКВА, 2 сен - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Результаты прошедшего в минувшее воскресенье референдума в Каталонии продемонстрировали удивительное единодушие – за отделение региона от Испании высказались 90% участников. Об этом заявил официальный представитель женералитета Каталонии Жорди Турул. Референдум прошел на фоне активного противодействия сил правопорядка, часть которых была направлена Мадридом, не признающим законность плебисцита. Сообщалось, что в ходе столкновений между полицейскими и гражданами пострадали почти 900 участников референдума и 33 полицейских.
Премьер Испании Мариано Рахой заявил, что правоохранительные органы выполняли свой долг и никакого "референдума о самоопределении" не было. Он призвал все политические силы задуматься о будущем страны. При этом наблюдатели отметили, что голосование в Каталонии было организовано в соответствии с законами Испании. Однако Еврокомиссия назвала голосование незаконным.
Пока оснований считать, что стороны склоняются к примирению, нет. Глава Женералитата (правительства) Каталонии Карлес Пучдемон заявил о том, что каталонцы в результате референдума добились права на суверенитет. С этим не согласен официальный Мадрид. По словам Рахоя, правительство страны готово к диалогу, но лишь в рамках закона.
БОЛЬШАЯ ОШИБКА
По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, случившееся меняет расклад между Барселоной и Мадридом. Жесткое подавление участников голосования полицией было главной ошибкой испанских властей. После этого сценарий отделения Каталонии уже видится далеко не столь несбыточным, как это казалось до минувшего воскресенья. "Если раньше взаимоотношения между регионом и центром напоминали скорее виртуальную политику, когда каталонская элита преследовала свои цели, а Мадрид ее ограничивал, то после вчерашних событий дело перешло в другую категорию и стало предметом политики публичной. Причем затронуто чувство национальной гордости, которое всегда очень трудно контролировать", - рассуждает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
Шансы на отделение Каталонии выросли, однако сценарии того, как и когда это произойдет, пока определить сложно, считает он. На данный момент ни у одной из сторон нет возможности аккуратно отрулить назад. Теоретически можно предположить отставку правительства Испании, тогда новый кабмин с новым премьером смогут попытаться приступить к обсуждению "с чистого листа". Но возврат к той ситуации, что была до референдума, невозможен. "Конечно, ЕС попытается смягчить ее, поскольку отделение Каталонии и даже дальнейшая эскалация напряженности будут иметь долгосрочные, серьезные и малопредсказуемые последствия для всей Европы. Но выход найти трудно", - отметил эксперт.
По мнению президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, вопрос будет решаться не в Мадриде или Барселоне, а в Брюсселе. "Главная проблема между Каталонией и центром – не языковая или национальная, а экономическая. При относительно небольших размерах Каталония производит порядка 23% всего ВВП Испании. Традиционно она отправляет в бюджет в среднем 65 млрд евро в год, а обратно в виде трансферов получает 50-55 млрд евро. Остальное распределяется по менее благополучным регионам. Аналогичной ситуации нет ни в одном регионе, где обсуждают независимость", - добавил он.
НЕ ДОПУСТИТЬ СЕПАРАТИЗМА
С другой стороны, прочие "очаги сепаратизма" в Европе вряд ли напрямую связаны с каталонским демаршем, и ситуация там будет развиваться по своим сценариям, уверены эксперты. Разговоры об отделении идут в Шотландии, Северной Италии, Бельгии и ряде других стран, и в каждом случае они имеют свою историческую основу и свои сценарии. В Каталонии обострение национальных противоречий случилось сравнительно недавно – во время гражданской войны в Испании, тогда как в других странах это происходило гораздо раньше.
Поэтому они будут внимательно следить за происходящим в Каталонии, но ориентироваться на собственные реалии, уверен Лукьянов. "В Шотландии и Северной Ирландии скорее будут влиять итоги Вrexit, в Бельгии тоже своя ситуация. Но то, что вопрос о границах в Европе встал по-новому, и эпоха, когда считалось, что они стираются, подошла к концу – несомненно. Мы уже видим возвращение всего, что связно с суверенитетом, национальным самоопределением. Безусловно, глобализм в плане взаимозависимости стран друг от друга останется, но его модель должна будет кардинальным образом реформироваться", - предположил он.
По мнению Абзалова, с экономической точки зрения отделение от Испании Каталонии невыгодно. В этом случае она автоматически лишится членства в ЕС, еврозоне и Шенгене, и для возвращения ей вновь придется получать "добро" от всех участников. Сомнительно, что Испания на это согласится, а печатать собственную валюту Каталонии негде. Она тесно связана экономически и инфраструктурно с остальной Испанией, соседними Андоррой и Францией, и разрушение этих связей станет для нее большой неприятностью. Кроме того, Каталония выпускает региональные облигации, судьба которых в случае отделения неясна.
В этой ситуации оптимальный выход – договариваться с Мадридом, а ЕС должен стать в этих переговорах посредником, поскольку не заинтересован в распространении сепаратизма по европейскому континенту. Стороны должны сделать шаг навстречу друг другу, чтобы избежать непредсказуемых и далеко идущих последствий, заключают эксперты.