МОСКВА, 10 окт - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Российские чиновники высказали оптимистичные прогнозы по темпам восстановления реальных доходов населения. Как заявила в Совфеде первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, это может произойти уже к 2020 году. Ранее схожую оценку озвучил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. По его словам, на восстановление реальных доходов до докризисного уровня потребуется несколько лет.
В начале октября президент Владимир Путин заявил, что восстановление этого показателя уже началось, что очень радует. По его словам, в РФ идет процесс устойчивого роста экономики, растут прямые инвестиции в основной капитал, наблюдается положительный баланс в торговле.
О возможности восстановления реальных доходов населения уже в 2017 году говорил в конце прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов. Однако реальные доходы продолжили падать и в этом году, хотя и не такими темпами, как в 2015—2016 годах. Согласно оперативному докладу Росстата, в июле 2017 года они снизились на 0,9% в годовом выражении, в январе-июле спад составил 1,4%.
"При этом зарплата за январь-июль выросла на 3% в реальном выражении. Пенсии тоже выросли с учётом пятитысячной выплаты…. Пособия все проиндексированы. По крайней мере, там нет фактора падения", - отметил в этой связи глава Минтруда Максим Топилин. По его словам, Минтруд разбирается в этой ситуации вместе с Минэкономразвития.
ТРИ В ОДНОМ
Почему так происходит? "Если мы говорим о реальных доходах, то в этот показатель входит несколько составляющих, которые ведут себя по-разному", - пояснил главный экономист ФК "Уралсиб" Алексей Девятов. Первая – это реальные зарплаты, которые действительно растут достаточно неплохими темпами. Это связано как с восстановлением экономики, которое на самом деле налицо, так и с ухудшающейся демографией. Трудоспособного населения все меньше, и этот тренд будет продолжаться в перспективе. При этом и безработица находится на низких уровнях, что говорит о напряженности на рынке труда. От представителей бизнеса можно часто слышать, что людей не хватает, особенно это касается высококвалифицированных кадров с техническим образованием. Поэтому рост реальных зарплат продолжится в ближайшие годы в пределах 3%, а затем, с учетом того, что рост экономики не превысит 1-1,5%, он может оказаться несколько ниже.
Еще одна составляющая – реальные пенсии. Здесь ситуация менее оптимистичная. По закону они индексируются не ниже, чем по инфляции, однако работающим, которых довольно много, индексация не полагается вовсе. Таким образом, роста реальных пенсий мы не увидим, скорее, будет небольшой минус. И, наконец, последняя статья – доходы, связанные с мелким предпринимательством, арендой и другой подобной деятельностью. Здесь все выглядит печально – по этим сферам кризис ударил тяжело, к примеру, ставки аренды уменьшились даже в номинальном выражении, говорит Девятов. Небольшой позитив возможен, но кардинально на ситуацию он не повлияет.
Таким образом, на фоне улучшения общей экономической ситуации реальные доходы покажут умеренный плюс. В ближайшие месяцы, а, возможно, уже в 2018 году мы увидим их рост на 1,5-2%. Однако выйти на докризисный уровень такие цифры не позволят, причем в ближайшие два-три года ситуация не изменится, полагает он.
ИНВЕСТИЦИИ ИЛИ ЗАРПЛАТЫ?
По словам замдиректора НИИ "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерия Миронова, единственный фактор, который может позволить добиться задачи вернуть реальные доходы к докризисному уровню – повышение зарплат как в бюджетном, так и в частном секторе. "Доходы от мелкого бизнеса упали и вряд ли вернутся к прежним значениям, ситуация с пенсией тоже непонятна – заметного роста не предвидится и здесь", - пояснил он.
Однако проблема в том, что прибыль, из которой платится зарплата, у большинства предприятий пока тоже не дотягивает до докризисных показателей. Если раньше на фоне высокой инфляции они могли выигрывать за счет опережающего роста цен на свою продукцию, то сейчас такой возможности нет. С другой стороны, повышать зарплату бизнес вынужден, чтобы не допустить перетока квалифицированных кадров туда, где платят больше. Таким образом, делать это будут за счет снижения инвестиционной активности, что плохо для экономики, рассуждает Миронов.
По его мнению, спад инвестиций подрывает основы долгосрочного роста экономики и ставит под вопрос планы опередить среднемировые показатели, о чем говорил президент. Для этого необходим выход на новые рынки, модернизация оборудования и серьезные вложения в производственные мощности с отдаленными перспективами возврата. Важно развивать обрабатывающую промышленность, здравоохранение, образование – доля этих отраслей в нашей экономике пока в среднем в 1,5 раза ниже, чем у стран с аналогичным уровнем ВВП. Но и для этого необходимы инвестиции, которые при вышеописанном сценарии все уйдут в рост зарплат, заключил эксперт.