МОСКВА, 20 окт - ПРАЙМ. "УВЗ-Логистик" – дочерняя структура "Ростеха" – возвращает себе парк полувагонов, переданный в аренду в 2015 году Федеральной грузовой компании (ФГК), являющейся "дочкой" РЖД. Таким образом, с 1 ноября 27,2 тысячи вагонов вернутся к владельцу, ФГК же лишится около четверти своего нынешнего парка.
Это должно позитивно сказаться на рынке грузоперевозок по железным дорогам. В настоящий момент дефицит на фоне списания старого парка составляет порядка 16 тысяч полувагонов, тогда как еще в начале года наблюдался их профицит. При этом цены на аренду такого транспорта для грузоотправителей за последние два года выросли с 560 до 2000 рублей за один вагон в сутки.
Чтобы понять причины сложившейся ситуации, нужно знать, что происходит в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом. ФГК является одним из лидеров рынка. По итогам первого квартала она заняла первое место в рейтинге InfoLine Rail Russia Top по размеру вагонного парка, объему перевозок и грузообороту. Следует обратить внимание и на ряд других операторов грузового железнодорожного транспорта, в частности, компании "Вектор Рейл" и "СГ-Транс". Собственниками "Вектор Рейл" являются три человека: Алексей Тайчер – генеральный директор и председатель правления ФГК, а также Тимур и Руслан Бабаевы – сыновья вице-президента РЖД Салмана Бабаева. При этом "Вектор Рейл" контролирует половину "СГ-Транс", вторая половина принадлежит АФК "Система"
Это позволяет предположить, что значительная часть рынка грузоперевозок по железной дороге находится под контролем ФГК. Схожий вывод сделала и Федеральная антимонопольная служба, которая не согласовала сделку по приобретению "Вектор Рейл" второй половины "СГ-Транса", мотивировав это тем, что в случае ее совершения РЖД и обе компании образуют "вертикально интегрированную группу" с возможностью контроля предоставления операторам транспорта для грузоперевозок. А семья Бабаевых и Тайчер с учетом их активов и должностей "смогут устанавливать барьеры входа на рынок предоставления вагонов и рынок грузовых железнодорожных перевозок", указала служба.
Пользуясь этим преимуществом, ФГК подняла цены на аренду. Как сказал руководитель ФАС Игорь Артемьев, ФГК сделала это первой на рынке, а за ней последовали и другие операторы подвижного состава.
При этом, учитывая доминирующее положение ФГК на рынке, ФАС предписала ей в течение 15 дней предоставлять экономическое обоснование повышения тарифов на 8% и более в квартал. Однако компания не выполнила предписание, что было установлено самой ФАС в ходе разбирательства. За это на компанию был наложен штраф в размере 300 тысяч рублей, говорится в постановлении ФАС.
Кроме этого, в 2015 году был сокращен предельный срок службы грузового железнодорожного состава, что привело к списанию 200 тысяч единиц, из которых полувагоны составляли более половины. Это тоже повлекло за собой рост цен для грузоотправителей.
ПРИЧИНЫ ВОЗВРАТА ВАГОНОВ
Возвращаясь к ситуации об аренде ФГК вагонов "УВЗ-Логистик", стоит напомнить, что последняя передала "дочке" РЖД практически весь свой вагонный парк в 2015 году. При этом условия контракта были невыгодными – за аренду одного вагона ФГК обязалась платить 450 рублей в сутки, тогда как сегодня цена почти в 4 раза выше. Действия тогдашнего гендиректора УВЗЛ Дмитрия Еремеева выглядят еще более странными, поскольку арендная плата от ФГК даже не покрывала лизинговых платежей за вагоны. Спустя некоторое время Еремеев перешел на работу в ФГК и стал одним из заместитилей Тайчера.
По оценке самого УВЗЛ, ущерб от действий экс-руководителя составляет 118 млрд рублей. Как говорил "Коммерсанту" глава предприятия Александр Потапов, поставлена задача погасить 30 млрд рублей "живых" денег и 88 млрд рублей поручительств за УВЗЛ.
В 2017 году по распоряжению президента Владимира Путина УВЗЛ вместе с "Уралвагонзаводом" перешел в распоряжение госкорпорации "Ростех". Последняя, оценив гигантские убытки вследствие заключения невыгодного договора, начала масштабное разбирательство, по итогам которого потребовала от ФГК вернуть вагоны досрочно, до истечения срока аренды.
Некоторые участники рынка полагают, что конфликт приведет к дефициту вагонов. "Это странные сомнения, поскольку "УВЗ-Логистик" сейчас надо компенсировать прежнюю низкую маржинальность от сдачи вагонов в аренду, поэтому вряд ли он допустит простаивание вагонов в тупиках", - сказал "Эксперту" генеральный директор "Инфраньюс" Алексей Безбородов.
Таким образом, передача полувагонов обратно в УВЗЛ станет неплохим сигналом для рынка, поскольку увеличит долю небольших операторов, а, значит, цены будут снижаться. Кроме того, предприятие имеет опыт оперирования таким транспортом и располагает значительным парком подвижного состава. УВЗЛ успешно управляла им до момента заключения невыгодного договора в интересах ФГК. Она заинтересована в получении прибыли, поэтому вагоны не будут простаивать в тупиках, а начнут сразу сдаваться в аренду. Таким образом, дефицит подвижного состава усугубляться не будет, а, напротив, сократится.