МОСКВА, 25 окт - ПРАЙМ, Анна Подлинова. Несмотря на неплохие финансовые показатели крупнейших российских ритейлеров, пока рано говорить о росте потребительского сектора: его будущее будет зависеть от доходов населения и активности покупателей, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты.
По данным Росстата, рынок розничной торговли за девять месяцев вырос на 0,5%, в сентябре годовой рост составил 3,1%. Среди крупнейших ритейлеров X5 Retail Group отчитался о росте чистой прибыли в III квартале, "Дикси" получил прибыль против убытка год назад, "Лента" сообщила об увеличении выручки. Однако "Магнит" продемонстрировал двукратное падение квартальной прибыли.
"Магнит" демонстрирует ухудшение показателей со второго полугодия 2016 года, отмечает Андрей Кочетков из "Открытия Брокер". "Аналогичная история с "Дикси", поэтому получение прибыли в III квартале не должно вводить в заблуждение", - говорит он. Вероятно, и у X5 также начнется период замедления роста, как и по всей отрасли, считает Кочетков.
По его словам, компании полностью выбрали эффект сокращения присутствия малого торгового бизнеса на рынке, а также эффект девальвации рубля. "Поэтому дальнейшие успехи в секторе будут связаны с ростом реальных доходов населения и успехами собственного менеджмента", - отмечает Кочетков.
Проблемы у крупнейших ритейлеров, по его мнению, связаны также с тем, что свободного пространства для работы почти не осталось, компании вынуждены открывать магазины вблизи конкурентов, что приводит к общему снижению стоимости среднего чека, а также повышает расходы на поддержание выручки.
Учитывая, что крупнейшие ритейлеры - "Магнит" и X5 Retail - показали снижение рентабельности квартал к кварталу, можно сделать вывод, что рынок остается высококонкурентным, замечает аналитик "Уралсиба" Константин Белов. "Это снижение породило опасение, что рынок еще недостаточно хорошо восстанавливается. Потребители продолжают оставаться очень чувствительными к ценовому фактору", - говорит он.
И "Магниту", и X5 пришлось стимулировать рост продаж за счет высокой доли промо-товаров в ассортименте, а это размывает рентабельность, добавил Белов, заметив, что потребители пока не готовы активно увеличивать свои расходы.
Рост для компаний – это важная задача с точки зрения стратегического развития, отметил он. "Однако современный рынок организованного ритейла приближается к точке насыщения. Доля рынка отвоевывается не у неорганизованной торговли, конкуренция больше идет между сетями", - сказал Белов, предупредив, что дальнейший рост будет достигаться более дорогой ценой, поэтому его надо планировать очень аккуратно.
По его мнению, показатели сектора в следующем году будут также зависеть от макроэкономической ситуации. "Макропараметры постепенно улучшаются, поэтому предпосылки для улучшения потребительской активности есть", - сказал он.