Воспроизводство населения и демографическое старение населения связаны таким образом, что здоровье пожилых людей, также как и состояние трудоспособных членов общества и детского населения, часто становится невосполнимым нематериальным ресурсом. Для населения с выраженным процессом постарения характерны преобладание хронических заболеваний, более высокий уровень общей смертности. Одной из качественных характеристик стареющего населения является продолжительность периода активной жизни, которая во многом зависит от состояния здоровья пенсионеров и их образа жизни.
В современном обществе социально-экономические аспекты оказывают большое влияние на процесс демографического старения. Для принятия обоснованных решений в демографической политике в области старения населения необходимы ясные приоритеты, определение которых осложняется тем, что здоровье взаимосвязано не только с демографическими факторами, но и другими сторонами социально-экономической политики. Как отмечал М.С.Бедный, в условиях, когда воспроизводство здоровых поколений становится чрезвычайно сложной задачей, механизм взаимодействия между демографическими факторами и управлением здоровьем усложняется.
На состояние здоровья пожилого населения влияют социально-экономические факторы, в частности наличие и соблюдение государственных гарантий. В настоящее время государственные полномочия, которыми наделены российские органы местного самоуправления, связаны с финансированием различного рода социальных выплат и льгот, установленных для отдельных категорий пожилых граждан. Источники и порядок финансирования реализации таких государственных полномочий часто не предусмотрены, при этом ответственность перед населением и законом за их осуществление несут органы местного самоуправления. Для решения этого противоречия предлагается система стимулов, направленных на обеспечение более адресного выделения федеральных средств регионам, достигшим наибольших успехов в осуществлении политики по улучшению качественных характеристик пожилого населения.
Демографическую нагрузку лицами в старших возрастах, которую часто приводят в пример, характеризуя косвенную финансовую нагрузку, испытываемую населением в трудоспособном возрасте в стареющих регионах, рассчитывают в виде числа пенсионеров, приходящегося на одного человека в активный период. Страховая медицина в настоящее время не отражает региональные стратегии по поиску ресурсов снижения демографического старения. Одним из региональных стимулов к принятию мер в области профилактики и снижения старения населения, как представляется, может быть, принятие специальных мер, направленных на увеличение прожиточного минимума в тех регионах, которые успешно работают в этой области. Одной из таких мер может быть использование системы государственных гарантий в сфере здравоохранения России. С учетом региональной дифференциации старения и социально-экономического положения, она может быть увязана с уровнем финансирования здравоохранения в регионах, что позволит улучшить качество медицинских услуг, в том числе для лиц в старших возрастах. В условиях старения населения насущным становится поиск механизмов стимулирования региональных властей и рыночных структур в качественном соблюдении государственных гарантий. Например, обеспечение региона бесплатными лекарственными средствами может быть увязано с региональной политикой в сфере борьбы с поддельными лекарствами на фармацевтическом рынке.
Особое значение для физического и психического здоровья лиц в старших возрастах имеет продление периода активной жизни. С этой точки зрения цели и задачи государственной политики совпадают с индивидуальными целями. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. почти у всех национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, увеличилась доля населения старше трудоспособного возраста. Медианный возраст населения России в 2010 г. варьировался от 23,9 лет (чеченцы) до 54, 2 (белорусы). Этот показатель у национальностей, численность которых превышает один миллион человек, составил 34,9 года (армяне), 36,2 лет (башкиры), 38,3 лет (русские) и 39,9 лет (татары). Самый значительный рост медианного возраста наблюдался у мордвы (на 3,8 года до 48,2 лет), удмуртов (на 4,2 года до 44,2 лет) и чувашей (на 3,6 года до 42,2 года).
Желание пожилых людей участвовать в жизни общества и не быть изолированным от его проблем подтверждается также в ходе опросов и обследований населения. При этом национальный фактор видимо играет большую роль для состояния активного долголетия. Изучение и использование лучших практик в этой сфере, включая международный опыт, проведение исследований и выявление факторов как на уровне семьи, так и индивида, влияющих на ведение активного образа жизни лицами пенсионного возраста, поощрение в регионах многопоколенных семей, обеспечивающих необходимую чуткость, заботу и уход за своими пожилыми родственниками (или соседями) и активных пенсионеров преклонного возраста, может стимулироваться как выделением специальных государственных грантов на федеральном уровне, так и сертификатами на платные медицинские услуги.
Чрезмерное внимание к вопросам экономической целесообразности программ для лиц в старших возрастах (когда все аспекты политики в области пожилых людей оцениваются с точки зрения финансирования с целью оправдания непопулярных решений о сокращении выделения средств) может привести к опасности безвозвратных потерь и растрачиванию важного нематериального ресурса, каким является здоровье пожилого человека. Более глубокому пониманию и разностороннему исследованию политики по решению проблем, возникающих в сфере многофакторного процесса демографического старения, способствовало бы развитие идей и методологии комплексного подхода к управлению этим социально-демографическим процессом. Управление процессами старения должно осуществляться на основе общих принципов, которые в равной мере имеют отношение ко всем уровням и звеньям структуры управления - индивидам, предприятиям, объединениям, отраслевым, территориальным органам.
Социально-этический аспект данной проблемы заключается в том, что социальная помощь пожилым людям должна базироваться на милосердии и проявляться в уважительных формах. Состояние заботы о пожилом поколении в семье и обществе является мерилом его развитости.
Поэтому государству, наряду с экономическим стимулированием регионов и учетом национального фактора, необходимо уделять внимание приоритетам политики в сфере старения населения и здоровья пожилого человека. Эти приоритеты могут являться своеобразным «эталоном» для оценки тех мер, которые будут предлагаться в данной области, и приниматься в рамках рамочного закона или постановления Правительства Российской Федерации «О приоритетах государственной политики в области пожилого населения» или в виде поправок к существующему законодательству в области здравоохранения.
Источником социально-правовых аспектов защиты пожилых людей на федеральном уровне и в регионах, как представляется, является их уязвимость, как отражение прогрессивной или поступательной слабости в пожилом возрасте. Уязвимость может быть усилена такими факторами, как отсутствие домашней заботы и знаний по необходимому уходу и обслуживанию, неудовлетворительными условиями проживания, неадекватным применением лекарств, недостаточно разработанными стандартами в социальной работе, окружающей обстановкой, которая может быть опасна для пожилых, социальным поведением, являющимся причиной страха.
Физическая уязвимость из-за слабости или дефицита физической силы в пожилом возрасте происходит вследствие биологического старения, а также заболеваний, связанных с возрастом и хронических болезней. Социальная уязвимость проистекает из-за возможной маргинализации вследствие выхода на пенсию и включает в себя социальную изоляцию вследствие лишения общения, прав собственности, отсутствие заботы, ухода и питания. Возможность выбора у пожилых снижается, участие в жизни общества уменьшается, что может порождать пренебрежение и насилие к старости, усугубляемое недостаточной осведомленностью о правах и получении помощи. Медицинская уязвимость возникает в результате пренебрежения, недостаточности внимания со стороны медицинского персонала, оскорблений, недоступности дорогостоящих медицинских препаратов и операций. Правовая уязвимость заключается в подверженности риску развода или остаться вдовой и одинокой в пожилом возрасте вследствие более высокой продолжительности жизни. Несоответствие количества домов для престарелых, убежищ для бездомных и нуждающихся стариков, отсутствие правовых механизмов по обеспечению ухода свидетельствует о наличии факта правовой уязвимости.
Признание уязвимого положения пожилых людей и решение проблем, ее усугубляющих, также должно стать одним из приоритетов государственной политики. Социальные аспекты старения неразрывно и тесно взаимосвязаны с био-медицинскими аспектами на индивидуальном и общественном уровне, поэтому при разработке приоритетов политики для пожилых важно учитывать мониторинг изучения специфических нужд пожилых людей. При этом критерий определения результативной политики, которая отражает реальные нужды пожилого поколения, способствует их вовлечению в жизнь общества и улучшению состояния здоровья, повышению их уровня социальной активности в семье или социальной среде обитания, или наоборот обосновывает и способствует изоляции пожилых, предполагает минимальное проявление интереса к проблемам людей «третьего возраста», предполагает включение наряду с данными официальной статистики также субъективных оценок пожилыми своего состояния здоровья и мер государственной политики.
Несмотря на продолжающееся развитие федеративных отношений, в России по-прежнему нет серьезного учета региональных особенностей, а также действенного механизма повышения взаимной ответственности отдельных звеньев бюджетной системы, четкой стратегии повышения качества регионального финансового менеджмента для социальных программ. Одним их способов решения проблемы сокращения различий в региональном развитии и уровне жизни является совершенствование системы стимулов для отношений федерального центра и субъектов Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Важным аспектом осуществления государственной политики в области старения являются также ее приоритеты, разработку которых предлагается осуществлять с учетом уязвимости пожилых людей, правового регулирования, основанного на международном опыте и исследованиях результативности мер в области регулирования качественных аспектов старения населения.
1 Б.З.Мильнер. Организация программно-целевого управления.М.,Наука, 1980.
Потанина Юлия Аркадьевна, младший научный сотрудник, Центр по изучению проблем народонаселения, Экономический факультет, МГУ имени М.В.Ломоносова, г.Москва, Россия. yu_potanina@mail.ru