В ОЖИДАНИИ СЕЧИНА
Главной интригой продолжавшегося на этой неделе судебного разбирательства по делу экс-министра экономики Алексея Улюкаева стала неявка главного свидетеля – главы "Роснефти"
В течение недели Сечина вызывали на допрос дважды, однако он так и не пришел. По данным "Роснефти", он находился в плановой служебной командировке. Отвечая на вопрос журналистов о дате явки, сам глава "Роснефти" заявил, что "выполнит условия", "как только согласуем графики". В рамках встречи с президентом, который проводил совещание по развитию дальневосточного судостроительного комплекса "Звезда", это не было предметом обсуждения, добавил Сечин. По словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, у Владимира Путина не может быть личной позиции по данному вопросу, хотя он в курсе этой истории. Теперь Сечин вызван в суд на 22 ноября.
НАБИУЛЛИНА В ГОСДУМЕ
Выступая в четверг на заседании Госдумы, глава ЦБ Эльвира Набиуллина констатировала завершение периода восстановительного роста экономики. Ее рост сейчас близок к темпам, потенциально возможным при данной структуре и производительности, отметила она. К концу года весь кризисный спад будет восстановлен. Однако дальнейшего скачка она не ожидает. Более того, в среднесрочной перспективе не исключен возврат нефтяных цен к 40 долларам за баррель, что может негативно сказаться на экономическом росте. При этом возможные санкции США в отношении ОФЗ РФ не повлекут серьезных последствий, полагает глава ЦБ.
Она прогнозирует ускорение инфляции до целевого показателя 4% в 2018 году после замедления роста в текущем году на фоне временных факторов. Волатильность инфляции сейчас велика, что беспокоит ЦБ. На этом фоне регулятор планирует медленное снижение ключевой ставки – до 6-7% в течение 1-2 лет. По словам Набиуллиной, денежно-кредитная политика (ДКП) ЦБ является умеренно, а не избыточно жесткой. ДКП сама по себе не может быть драйвером роста. Так, нынешний рост доступности кредитования происходит по мере снижения инфляции, а не благодаря снижению ставки ЦБ, считает она. Слишком быстрое смягчение ДКП может отравить наметившееся оздоровление экономики, пояснила она.
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДЛЯ ВЕНЕСУЭЛЫ
Москва и Каракас подписали в среду межправительственный протокол о реструктуризации на десять лет задолженности Венесуэлы перед Россией в размере 3,15 млрд долларов по государственному кредиту, предоставленному в конце 2011 года. Как стало известно, новый график погашения задолженности предусматривает платежи в течение 10 лет, объем которых в первые 6 лет минимален. По мнению Минфина РФ, облегчение долгового бремени повысит шанс всех кредиторов Венесуэлы на возврат долга. Республика с понедельника уже начала рефинансирование госдолга и во вторник приступила к платежам по процентам за обслуживание внешнего долга.
Венесуэльская сторона полагает, что соглашение о реструктуризации позволит увеличить объем товарооборота двух стран. Так, Каракас намерен увеличить закупки российской пшеницы. Что касается корпоративного долга венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA "Роснефти", то платежи происходят по графику, и российская сторона не видит рисков невыплаты долга. Погашение происходит в виде поставок нефти и нефтепродуктов, ожидается, что оно завершится до конца 2019 года.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ ОТ РОССТАТА
На этой неделе Росстат обнародовал ряд негативных данных по состоянию экономики РФ в октябре. Так, промпроизводство показало нулевой рост в годовом выражении по сравнению с 0,9% в сентябре. Задолженность по зарплате в октябре выросла на 3,5%, тогда как за сентябрь рост составил всего 1%. Рост ВВП РФ в третьем квартале Росстат предварительно оценил в 1,8%, что хуже оценки Минэкономразвития в 2,2%. В первом квартале рост ВВП составил 0,5%, во втором - 2,5%. По мнению экспертов, это ставит под сомнение достижение по итогам года темпов роста ВВП в 2,1%, на что надеются в Минэкономразвития. Для этого рост экономики в четвертом квартале должен превысить 3%.
Такой сценарий вряд ли возможен, поскольку значительного инвестиционного роста в экономике нет, а рост производства в первой половине года был обусловлен необходимостью пополнения запасов, иссякших в ходе кризиса, считают эксперты. Однако увеличения реальных доходов по-прежнему нет, как следствие, не растет и спрос на продукцию. Поэтому предприятиям для обеспечения выплаты зарплаты приходится еще сильнее урезать инвестиционные программы. При этом в четвертом квартале мы столкнемся с высокой базой прошлого года – тогда добыча нефти была на максимуме в преддверии заключения соглашения с ОПЕК. После этого компании, исполняя договоренности, начали сокращать добычу, и это продолжается до сих пор.
БЕНЗИН ДОРОЖАЕТ
Уходящая неделя была отмечена ростом цен на бензин – в оптовом звене они достигли годовых максимумов. Тонна АИ-92 подорожала на 0,46% - до 44,746 тысячи рублей, тонна АИ-95 - на 0,23% до 46,93 тысячи рублей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объяснила это спекуляциями на рынке, так как объективных причин для такого скачка цен нет. В свою очередь, эксперты высказывали мнение, что рост цен в опте связан с ремонтом Московского нефтеперерабатывающего завода. Однако в ФАС заявили, что из-за ремонта предприятия с рынка топлива выбыло всего около 50 тысяч тонн бензина при накопленных запасах около 1,7 млн тонн. Этого хватит для обеспечения всех потребностей рынка.
Еще одна точка зрения связана с внешней конъюнктурой. В связи с падением рубля для российских ВИНК и трейдеров стало значительно выгоднее поставлять бензин в сопредельные страны. На данный момент, по оценке Росстата, цены на автомобильный бензин с 6 по 12 ноября выросли на 0,1%. Однако эксперты не исключают их роста в перспективе, поскольку маржа между оптом и розницей в РФ становится все меньше. Государство может ограничивать удорожание административными методами, дабы не допустить его до мартовских выборов. Однако после них, в середине весны, спрос на топливо традиционно вырастет, что может привести к удорожанию, считают они.
ВЛАСТИ ВЗЯЛИСЬ ЗА АВИАКОМПАНИИ
Правительство РФ поручило Минтрансу, Минфину и "Аэрофлоту" создать фонд для перевозки пассажиров прекративших деятельность авиакомпаний. Его задачей станет оперативное финансирование расходов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения перелета граждан, купивших билет авиакомпании, которая впоследствии перестала осуществлять перевозки. Фонд может быть создан за счет роялти "Аэрофлота"
По словам главы Минтранса Максима Соколова, объем фонда может составить до 2 млрд рублей. Формироваться он будет постепенно, обсуждаются решения, которые не дадут дополнительной нагрузки на тариф для пассажиров или на компании, сообщил он. Кроме того, премьер Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, Минэкономразвития и Росавиации до 8 декабря представить предложения по принятию гибких ограничительных мер для авиаперевозчика, отнесенного к группе риска остановки операционной деятельности. Это должно позволить обойтись без приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта, чтобы перевозчик мог выполнять свои обязательства перед пассажирами.
TESLA ЗАДАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ
В пятницу американский производитель электрокаров Tesla представил свой первый электрический грузовик, оборудованный автопилотом. Презентация Tesla Semi состоялась в прямом эфире. Фура на одной зарядке без дозаправки может проехать 500 миль (около 804 километров) при полной загрузке на максимально возможной скорости движения. Глава компании Илон Маск, который лично прибыл на мероприятие в кабине одной из фур, объяснил, что создание электрического грузовика является очередным шагом в направлении освобождения мировой экономики от использования ископаемого топлива. Новинка, по словам Маска, "взорвет мозг". Серийное производство Tesla Semi планируется начать в 2019 году.
По мнению экспертов, Tesla указала путь, по которому будут в перспективе двигаться все автоконцерны. Российскому автопрому тоже следует заняться подобными высокотехнологичными разработками. В частности, давно назрела необходимость производства более экологичных автомобилей, поскольку на их долю приходится 90% загрязнения воздуха в мегаполисах. Ранее Минэкономразвития предложило сохранить господдержку российского автопрома на уровне 65 млрд рублей ежегодно в период до 2025 года. Эти деньги можно направить на освоение новых технологий, которые будут чрезвычайно востребованы в будущем, полагают эксперты.