С 24 по 27 апреля в Москве состоялся V Инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП». Организаторами мероприятия выступили Национальный Центр ГЧП и Фонд «Росконгресс» при участии профильных федеральных министерств и поддержке Торгово-промышленной палаты, «Деловой России», РСПП и Агентства стратегических инициатив. Генеральный партнер - Сбербанк.
Уже традиционно первый день конгресса стартовал с презентации Рейтинга регионов по уровню развития ГЧП и анализа лучших управленческих практик. В ТОП-5 вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская и Самарская области, а также Республика Башкортостан. Пленарная дискуссия «Пространственное развитие 2024: инфраструктура определяет экономический рост» открылась приветственным словом, направленным в адрес участников Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым. В своем обращении премьер-министр РФ подчеркнул важность обсуждения в рамках конгресса вопросов, связанных с формированием региональных инфраструктурных планов, созданием дополнительных мер поддержки, разработкой инструментов предпроектного финансирования, распределением рисков и обеспечением возвратности инвестиций в инфраструктурных проектах.
Заместитель министра экономического развития РФ Михаил Расстригин отметил, что в последние годы была зафиксирована динамика снижения частных инвестиций по отношению к ВВП, в этой связи особую актуальность приобретает использование новых финансовых механизмов, в частности, инфраструктурной ипотеки. По его мнению, этот инструмент должен плавно встраиваться в логику рынка, а также применяться исключительно в проектах, реализация которых невозможна без дополнительной господдержки.
Председатель правления Национального Центра ГЧП Павел Селезнев подчеркнул, что регионы продолжают оставаться драйвером развития ГЧП - на их долю приходится порядка 70% частных инвестиций. Однако, учитывая, что непокрытая потребность инвестиций в инфраструктуру оценивается в 1,6 трлн рублей, эксперт согласился с важностью запуска новых механизмов финансирования инфраструктуры, в том числе, возможно, за счет увеличения суверенного долга, а также обозначил необходимость «бюджетного маневра» с перераспределением расходов в пользу инфраструктуры. Первый день конгресса завершился юридическими дебатами, на которых участники дискуссии пришли к выводу, что, в случае принятия поправок по инфраструктурной ипотеке, федеральная правовая база для принятия частных денег в инфраструктуру и развития ГЧП будет в достаточной степени оптимизирована и от ее радикальной трансформации в ближайшие годы следует отказаться. Параллельно прошли дискуссии о барьерах на пути инфраструктурных инвестиций, а также о потенциале «коробочных решений» Сбербанка в социальной сфере.
В рамках второго дня эксперты обсудили развитие института сравнительного преимущества в России, а также использование своеобразных ГЧП-фильтров при принятии решений о реализации инфраструктурных проектов. Участники, среди которых были представители Минфина России, рассмотрели концепцию финансового инвестиционного аудита, а также выразили мнение, что экспертному сообществу необходимо сформулировать предложения о том, как внедрить принципы, активно использующиеся в мировой практике - сквозные критерии и понятные единые требования к ключевым документам. Большой интерес вызвала открытая дискуссия, посвященная практике арбитражных судов, ФАС и прокуратуры. В частности, были рассмотрены нашумевшие прецеденты: башкирский кейс, дело ХМАО-Югры, спор между ГК «Автодор» и ОАО «Главная дорога» об МГД и третейской оговорке и другие судебные разбирательства минувшего года. Эксперты обратили внимание на то, что арбитражные суды, а также контрольно-надзорные органы все активнее включаются в толкование фундаментальных норм законодательства, оказывая влияние на инфраструктурный рынок в целом. Во второй половине дня прошла экспертная сессия, посвященная риск-менеджменту и управлению проектами ГЧП, не получившим активное распространение в российской практике. В качестве перспективного направления рассмотрен потенциал привлечения частных инвестиций в промышленность, в частности, такие механизмы как ГЧП, офсеты и СПИКи, которые в настоящее время развиваются как самостоятельные инструменты, в то время как могли бы эффективно дополнять друг друга.
Заключительный день деловой программы был посвящен отраслевым вопросам. В ходе тематических мероприятий рассмотрены меры, которые позволят повысить качество социальной инфраструктуры за счет внебюджетного финансирования и привлечь частный капитал в телеком и сельское хозяйство. В завершение на роуд-шоу Москва, Хабаровский край и Самарская область презентовали для экспертной оценки перспективные ГЧП-проекты.
Финалом всей деловой программы стало обсуждение основных предложений по итогам конгресса, которые войдут в проект Национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов ГЧП. По словам исполнительного директора Национального Центра ГЧП Максима Ткаченко, с помощью рейтинга регионов по ГЧП за 4 года в регионах удалось принципиально изменить институциональную среду, а также создать условия для их инвестиционной активности. Учитывая, что лидеры рейтинга используют на своих территориях передовые механизмы привлечения частных инвестиций в инфраструктуру, важно, чтобы с помощью Национального доклада лучшие практики доводились до субъектов Федерации, находящихся только в начале этого пути, подчеркнул эксперт. Как добавила директор Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Екатерина Сороковая, прошедшие дискуссии на полях конгресса станут дополнением к разработке концепции инфраструктурной ипотеки в двух ее ключевых направлениях: создание финансового механизма, который поможет наиболее эффективно использовать госсредства, а также совершенствование нормативно-правовой базы в сфере ГЧП. В свою очередь, Павел Селезнев подчеркнул, что серьезные положительные трансформации рынка ГЧП выводят на первый план коммуникацию ее участников, «необходимо, чтобы федеральный центр знал о сложностях регионов и муниципалитетов». По его словам, одной из мер станет формирование Организационного комитета мероприятий инфраструктурного конгресса «РОСИНФРА», возглавить который согласился Министр экономического развития Максим Орешкин.
Всего в рамках Российской недели ГЧП было организовано более 20 дискуссионных площадок, спикерами на которых выступили порядка 200 экспертов в сфере развития инфраструктуры и ГЧП. Участие в мероприятии приняли более 1400 человек.
Контактная информация:
Тел. +7 (495) 988-77-13 E-mail: info@p3week.ru Telegram: РОСИНФРА.
Фонд «Росконгресс» - крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий.
Фонд «Росконгресс» учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала и укрепления имиджа России посредством организации и проведения конгрессных, выставочных и общественных мероприятий. Фонд формирует их содержательную часть, оказывает консалтинговую, информационную и экспертную поддержку компаниям и организациям, а также всесторонне изучает, анализирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Фонд обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Сегодня годовая программа Фонда включает мероприятия от Монтевидео до Владивостока, что позволяет собирать на одной площадке лидеров мирового бизнеса, экспертов, СМИ, представителей власти, создавать лучшие условия для обсуждения и продвижения новых идей и проектов, а также оказывать содействие в формировании социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Национальный Центр ГЧП - ведущий институт развития в сфере ГЧП в России
Национальный Центр ГЧП создан в 2009 с целью содействия привлечению частных инвестиций, эффективных управленческих решений и современных технологий в проекты по развитию общественной инфраструктуры с применением механизмов государственно-частного партнерства. Национальный Центр ГЧП признан Всемирным банком как официальный институт развития ГЧП в России и выступает оператором Рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП.
В рамках образовательных программы, инициированных Центром, обучено более 4000 специалистов органов государственной власти, в 49 субъектах Российской Федерации внедряется ГЧП-стандарт, разработанный Центром. Эксперты Национального Центра ГЧП оказали содействие в подготовке более 80 региональных и муниципальных проектов ГЧП.
В настоящее время приоритетными проектами Национального Центра ГЧП определены реализация Программы поддержки проектных инициатив в регионах и развитие цифровой платформы «РОСИНФРА» (www.pppi.ru).