Динамика цен на бензин в последние недели беспокоит каждого, кто имеет дело с транспортом. Розничная стоимость литра топлива поднимается с космической скоростью — пожалуй, максимальной за всю историю новой России. Однако перспективы мрачные: бензин и дизель продолжат дорожать в силу совершенно объективных причин.
Разговоры о том, что крупные нефтяные компании готовы удерживать розничные цены на бензин и дизель фактически имеют мало общего с реальностью. До мартовских президентских выборов топливо почти не дорожало — работал предвыборный фактор, в котором вся плоскость, так или иначе соприкасающаяся с кошельком избирателя, должна быть нейтральной. В то же самое время оптовые цены на бензин и дизель росли активными темпами — нефть шла в разгон. Что происходило на розничном рынке? Все было очень просто: крупные компании продавали топливо себе в убыток, потому что в пересчете на литр оптовая цена была выше розничной. Мелкие топливные компании и дистрибьюторы на время «завязывали пистолеты» или приостанавливали работу заправочных комплексов, потому что не могли позволить себе работать без прибыли. Теперь цены на бензин отыгрывают четырехмесячный простой.
За две майские недели стоимость литра Аи-95 поднялась в разных регионах на величину от 3 до 4 рублей и вплотную подошла к отметке 47 руб. Такими темпами и до 50 руб., о которых мы говорили в начале года, рукой подать. Есть несколько вопросов по поводу происходящего. Например, почему ФАС допустила столь масштабный рост стоимости топлива повсеместно? Почему розничные компании поднимают цену резко, скачками, а не плавным пересмотром цены — это было бы логично, население бы «проглотило» такую динамику спокойнее. И финальный — почему финансовые ведомства не комментируют данные по инфляции, которая «бумажно» за майскую неделю росла на 0,1%, а фактически — на все полпроцента? Этот вопрос, впрочем, носит риторический характер.
Скорее всего, пока цены на бензин продолжат расти. Потенциал подъема – ещё около 2-3%, после чего ценники на заправках перестанут меняться со скоростью света.
С 1 июля в России (только через месяц) власти планируют снизить акцизы на бензин и дизель — решение об этом было принято правительством не так давно. Но сокращения цены это не принесет. Максимум, на что можно рассчитывать в данном случае — это на стабилизацию стоимости. Новая волна подъема цены — если, конечно, глобальный рынок нефти не преподнесет сюрпризов в виде новых ценовых рекордов — придется на начало осени. Для того чтобы в России перестали расти цены на бензин, нужно, чтобы правительство перестало качать максимум из кошельков потребителей. А это, к сожалению, совсем не наша история.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.