МОСКВА, 8 июн — ПРАЙМ, Александр Кожемякин. Министерство финансов РФ предлагает наделить кабинет министров правом самостоятельно повышать экспортные пошлины на бензин, дизельное топливо и керосин до 90% от пошлин на нефть. В настоящее время показатель составляет 30%.
Уже сегодня Минфин намерен внести соответствующий законопроект на рассмотрение правительства.
Кабмин сможет применять механизм повышения пошлин в случае, если нефтяные компании не будут соблюдать свои обязательства по поддержке цен на топливо на внутреннем рынке в опте на уровне, который необходим для заморозки цены в рознице на нынешних отметках.
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", считают, что эта мера может остановить рост и даже снизить цены на АЗС. Однако, чтобы окончательно решить проблемы топливного рынка, нужны более сложные, комплексные решения, учитывающие интересы нефтяников, бюджета и потребителей.
КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ
Одна отдельно взятая мера – повышение экспортной пошлины на топливо, ничего не даст, необходимо комплексно подойти к решению проблемы роста цены на бензин на внутреннем рынке, считает гендиректор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.
Во-первых, отказаться от налогового маневра в нефтяной отрасли, который, по словам эксперта, "действует против интересов государства и населения". Во-вторых, нужно отменить акциз на бензин и дизтопливо. Танкаев напомнил, что когда правительство вводило дорожный налог, оно обещало отменить акцизы на топливо. "Налог ввели, а акцизы не отменили", — посетовал Танкаев.
Кроме того, необходимо укрепить национальною валюту, "желательно, чтобы евро стоил не дороже 60 рублей", считает эксперт. Также следует поднять таможенные пошлины на топливо, как предлагает Минфин, чтобы пошлины на вывоз нефти и на вывоз топлива были равны.
Эти меры, по мнению Танкаева, могут стабилизировать рынок бензина и дизтоплива и позволят снизить цены до приемлемого уровня.
С необходимостью комплексного подхода к стабилизации цен на топливо согласен аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. По его словам, цены на бензин формируются за счет текущих высоких цен на нефть и слабого рубля. Основной ресурс НПЗ — это нефть, которую заводы покупают на внутреннем рынке по "экспортной альтернативе" (экспортная цена минус транспортные расходы и экспортные пошлины). Если происходит снижение экспортных пошлин, что предусмотрено налоговым маневром, это приводит к увеличению стоимости нефти на внутреннем рынке и, соответственно, росту цен на бензин.
Альтернативой увеличению пошлин на экспорт топлива может стать повышение пошлин на вывоз нефти, что приведет к стабилизации цен на бензин, считает аналитик. Но, по его мнению, это простое, но неправильное решение.
"Россия экспортоориентированная страна, более того, у нас существуют планы по увеличению экспорта нефти. Таким образом, решение повысить вывозную пошлину навредит общей стратегии по увеличению объемов экспорта нефти и нефтепродуктов", — говорит Полищук.
По его мнению, решение по стабилизации цен на топливо должно быть более комплексным, чем простое увеличение вывозной пошлины. Необходимо учитывать рентабельность НПЗ, которая сейчас довольна низкая, нужно также думать о снижении общей налоговой нагрузки.
Полищук считает, что акцизы на топливо можно полностью отменить. "Но тогда возникнет вопрос, как будет пополняться Дорожный фонд, за счет какого бюджета будут ремонтировать дороги. Нельзя только одним фактором изменить цены на бензин. Должен быть комплексный подход. Если меняется налоговая система, то нужно понимать за счет чего выпадающие доходы будут компенсированы", — говорит аналитик.
ЕСЛИ ПОВЫСИТЬ ПОШЛИНЫ
При цене в 75 долларов за баррель экспортная пошлина на нефть составляет 19 долларов за баррель. Экспортная пошлина на топливо сейчас равна 30% от пошлины на нефть.
Если экспортная пошлина на топливо будет поднята до 90%, то при текущих ценах на нефть и курсе рубля, это понизит цену бензина на 4,4 рубля за литр, считает аналитик АКРА Василий Танурков. Если дополнительно снизить акцизы на 3 тысячи рублей на тонну, то это снизит цену еще на 2,3 рубля за литр. Таким образом, можно снизить цену литра бензина примерно на 5 рублей.
Однако, при повышении пошлин на предложенный Минфином уровень, некоторые НПЗ будут работать на грани рентабельности, говорит аналитик. Это НПЗ, которые находятся далеко от границы и имеют высокие транспортные издержки. Кроме того пострадают НПЗ, выпускающие большую долю темных нефтепродуктов, которые не успели модернизироваться. Мера, предложенная Минфином, сильно ударит по стимулам для модернизации НПЗ, считает Танурков.
Повышение вывозной пошлины на топливо не сможет понизить цену на бензин, считает Полищук. По его словам, эта мера лишь приостановит темпы роста, поскольку рентабельность экспорта снизится, тем самым цены на внутреннем рынке станут более привлекательными.
Аналитик подчеркнул, что речь идет в первую очередь о бензине. Дизтопливо – это более экспортный продукт, поскольку наш автопарк в основном бензиновый, вводить пошлины на дизель не столь разумно, так как это не поможет сдержать цены на АЗС, говорит Полищук.
Он отметил, что увеличение пошлины на вывоз дизельного топлива сильно увеличит расходы нефтяных компаний. Аналитик напомнил о больших объемах экспорта дизтоплива — более 50 млн тонн в 2017 году, тогда как бензина экспортировано чуть более 4 млн тонн.
По оценке Полищука, если экспортная пошлина на бензин и дизтопливо будет увеличена до 90% от пошлины на нефть, то дополнительные платежи нефтяных компаний составят около 260 млрд рублей в год, что станет лишней нагрузкой на бизнес.