МОСКВА, 19 июн — ПРАЙМ. Инвесторы на рынках двух весьма популярных металлов в последние годы сталкиваются с досадной проблемой: найти реальные цены на литий и кобальт столь же сложно, как крупные месторождения руд этих металлов.
Спрос на данные металлы подскочил на ожиданиях роста их потребления при производстве аккумуляторов для электромобилей. Капитализация рынков этих двух металлов уже достигла 10 млрд долларов против 4 млрд долларов два года назад, согласно оценкам. Аналитики прогнозируют, что данная цифра к 2025 году может снова удвоиться, сообщает Dow Jones со ссылкой на статью в The Wall Street Journal.
Однако в отличие от других сырьевых инструментов данные металлы не имеют ликвидных фьючерсных контрактов. Это означает, что многие инвесторы должны полагаться на дорогостоящие услуги по оценке ценовых параметров, замечают участники рынка. Но даже такие определенные аналитическим путем цены могут отличаться от тех цен, о которых в частном порядке договариваются крупные добывающие компании и китайские производители аккумуляторов, составляющие значительный сегмент рынка.
Это плохие новости для зарождающегося рынка данных металлов, который и так чувствителен для резких колебаний цен. В текущем году биржевой фонд Global X Lithium&BatteryTech ETF снизился на 14% после роста на 59% в 2017 году. Прогнозы по предложению и спросу на литий и кобальт могут резко меняться, поскольку они зависят от того, как быстро потребители будут переходить на электромобили. Пока эта тенденция находится на ранней стадии развития, и, по мнению скептиков, во многом основывается лишь на слухах, учитывая историю нестабильности долгосрочных привычек, связанных с автомобилизмом.
Все это повышает риски неожиданной волатильности цен. Хотя инвесторы соскучились по росту цен и доходности после долгих лет низких процентных ставок, неопределенность ценовых параметров и нестабильные рыночные условия удерживают многих инвесторов, несмотря на активность таких компаний как SoftBankGroupCorp. и TeslaInc. Именно поэтому управляющая компания FieraCapitalCorp. не инвестирует в производителей указанных металлов, отмечает Ник Пейдж, инвестиционный консультант из европейского подразделения Fiera.
“Рынок весьма непрозрачен”, — сказал он. “Сложно доверять какому-либо из различных прогнозов, и это еще больше увеличивает риски”, — добавил Пейдж.
Аналитики утверждают, что подобная ситуация благоприятна для крупнейших участников сырьевого рынка, таких как швейцарская торговая компания Glencore (самый большой в мире поставщик кобальта), а также крупных компаний металлохимического сектора, таких как чилийская Sociedad Quimica y Minerade Chile и базирующихся в США FMC и Albemarle. Эти компании по-прежнему сотрудничают с НПЗ, а также производителями аккумуляторов, многие из которых расположены в Китае, наиболее влиятельном участнике отрасли.
Крупные компании в других отраслях также характеризуются большей информационной открытостью, но для небольших производителей и инвесторов на рынках вроде лития и кобальта (динамика которых во многом определяется спекулятивными ожиданиями по спросу и предложению) недостаток данных является особенно опасным. Этот риск может ограничить инвестиции в отрасль, предупреждают некоторые аналитики.
“Без учета Китая сложно оценить реальный спрос на компоненты для аккумуляторов”, — считает Мэтью Лазаруз из хедж-фонда Red Hook Asset Management, который владеет акциями некоторых производителей лития.
“Инвесторам приходится слепо верить в спрос, которого мы пока не наблюдаем”, — добавил он.
Поиск репрезентативных цен для металлов, используемых в виде соединений с другими элементами, часто более сложен, чем для других сырьевых товаров, так как эти металлы нужно перерабатывать в такие вещества, как например сульфат кобальта и гидроксид лития. Это еще больше затрудняет оценку, поскольку данные металлы имеют различную степень чистоты и варьирующиеся цены.
Даже на LME столкнулись с трудностями при запуске новых контрактов на литий и кобальт, несмотря на стандартизированное и прозрачное ценообразование. Некоторые участники рынка используют контракты на физический кобальт в качестве индикатора, а на LME в октябре прошлого года заявили, что планируют также запустить расчетные фьючерсы на литий, кобальт и никелевые сплавы.
Однако, как сообщила Wall Street Journal пресс-секретарь LME, на бирже решили отказаться от запуска некоторых из этих контрактов из-за недостатка спроса на некоторые химические соединения. На бирже все еще работают над запуском расчетных фьючерсов на кобальт и литий, отметила пресс-секретарь LME.
Поскольку производители сырьевых товаров, как правило, используют фьючерсы для хеджирования рисков и цен для производства, некоторые аналитики полагают, что отсутствие фьючерсных контрактов для лития и кобальта, которые можно было бы использовать для хеджирования, очень неудобно новым производителям этих металлов.
Обеспокоенность из-за избытка предложения в этом году охладила сектор производства лития и кобальта. Котировки акций компаний по производству этих металлов упали несмотря на то, что цены на соединения лития и кобальта, используемые в батареях, в основном остались устойчивыми.
Пока инвесторы вынуждены мириться с рядом расхождений в данных о спросе и предложении таких информационных компаний как Metal Bulletin, Benchmark Mineral Intelligence или CRU Group, а также учитывать возможную нехватку данных о ценообразовании.
Даже инвесторы, ставящие на рост цен на эти металлы, обеспокоены.
“Нам интересен (этот) рынок, но мы хотим использовать его с осторожностью”, — отметил Роберт Коэн, менеджер компании, владеющей акциями Glencore и нескольких небольших компаний по производству лития.“Мы не знаем, как будет разворачиваться сложившаяся ситуация”, — добавил он.