МОСКВА, 26 июн — ПРАЙМ, Мариам Багдасарян. Американская Visa Inc., одна из крупнейших глобальных платежных систем, не боится ухода пластиковых карт в режим онлайн. Почему развитие бесконтактных платежей и возможность снятия наличных в супермаркетах выгодны для платежных систем, какие виды платежей популярны у россиян, и как карта "Мир" помогла конкуренции в России, в интервью агентству "Прайм" рассказала гендиректор Visa в России Екатерина Петелина.
- Довольна ли материнская компания финансовыми результатами "дочки"? Какие финансовые результаты показала Visa в России в прошлом году и первом квартале? Насколько в целом Россия важный для компании рынок?
— Россия с точки зрения безналичных платежей — очень крупный рынок, Visa работает здесь уже 30 лет. Сейчас для нас российский рынок входит в десятку крупнейших, а по ряду показателей попадает и в тройку лидеров. При этом наш рынок не только большой, но и быстрорастущий — только за последние четыре года объем безналичных платежей в России удвоился. За прошлый год обороты выросли более чем на 20%, количество транзакций – более чем на 30%.
При этом все еще достаточно большой объем оборотов по картам — 65% — приходится на наличные траты, то есть снятие наличных в банкоматах. Поэтому потенциал роста еще тоже очень высокий. Мы ожидаем, что рынок будет расти на 15-20% в год как минимум следующие три года.
Обычно показатель, на который мы смотрим – это проникновение карт в общие траты домохозяйств. То есть из того, что в целом люди потратили – какой процент потрачен по картам в торгово-сервисных предприятиях. С одной стороны, мы видим хороший прогресс: рост с 25% в 2016 году до 30% в 2017 году. С другой стороны, этот показатель в других странах намного выше – 34% в Бразилии, 44% в Турции, 42% в США. Так что нам есть еще, куда расти.
Второй момент. Российский рынок очень восприимчив к инновациям и новым технологиям. На это влияют два фактора: развитая инфраструктура, и прежде всего высокий уровень проникновения интернета – порядка 70%, и смартфонов – почти 65%, а также повсеместное использование чиповых карт.
- Какой вид платежей наиболее популярен в России — Android Pay, Apple Pay, Samsung Pay, бесконтактные, по отпечатку пальцев? Какие новые способы проведения платежей вы ожидаете? Какие разработки есть?
— Пока все равно самый популярный — это платеж с помощью традиционного, привычного для всех форм-фактора — пластиковой карты. Однако быстро растет популярность бесконтактных и мобильных платежей.
Например, еще полтора года назад уровень бесконтактных платежей был всего 3-4%, а на конец марта он уже составлял 37% от общего количества транзакций в магазинах.
Россия лидирует в проникновении мобильных платежей – как раз названных вами. Я думаю, что в будущем их доля будет только расти, потому что это удобно и для потребителя, и для торгово-сервисных предприятий.
Из других видов платежей – переводы с карты на карту. Это удобный сервис, средства переводятся моментально, все проводится через привычное мобильное банковское приложение.
Надо сказать, что к внедрению инноваций мы готовы и за счет продвинутой регуляторной и технологической инфраструктуры, и на уровне менталитета. Мы провели исследование в 16 странах о заинтересованности потребителей в инновациях, Россия оказалась в тройке лидеров – процент людей, уже использующих или планирующих использовать новые технологии, очень высок.
- Какие инновации и разработки в платежах ожидаются?
— Если говорить о новых форм-факторах – то в мобильных платежах карта фактически "переехала" в смартфон, а уже сейчас мы видим и другие форм-факторы – кольцо, браслет, часы, подключенный автомобиль и другие устройства.
Другая интересная тема — это оплата через интернет вещей с помощью самых разных “умных” устройств. Например, в нашем инновационном центре в Сан-Франциско есть автомобиль, который самостоятельно может оплатить парковку, страховку, дорожные сборы, заправку, и даже заказ в ресторане быстрого питания.
По прогнозам компании Gartner, к 2020 году число подключенных устройств достигнет 20 миллиардов, значит, и возможностей для совершения оплаты будет гораздо больше.
Сильно меняет жизнь и биометрия. Телефонные звонки в колл-центры банков с многочисленными кодовыми словами уходят в прошлое, на смену им приходит идентификация с помощью отпечатка пальца, голоса или селфи. Уже сегодня в мобильном банке мы можем совершить 90% рутинных платежных операций.
- Как Visa относится к блокчейну и криптовалютам?
— Мы активно следим за технологией блокчейн. Visa в свое время инвестировала в компанию Chain Inc, которая является одним из ключевых мировых разработчиков в этой области. Пока мы тестируем такие решения в B2B пилотах. У нас есть глобальный пилот, в котором участвуют и два российских банка.
- Готовитесь ли вы к вступлению в силу законопроекта по криптовалютам, по обмену криптовалют на фиатные средства?
— Обмен происходит все же на стороне банков, а не платежных систем.
Мы разрешаем использование наших карт для покупки криптовалют при условии, что это соответствует законодательству страны. Но авторизация транзакций, размер комиссии и обмен на фиатные средства – это дело банков.
- Какие изменения в развитие финансовых технологий в России стоит внести?
— Я высоко оцениваю перспективы развития финансовых технологий в России, для этого есть все условия. В плане развития новых платежей или новых форм-факторов мы движемся очень хорошо. С точки зрения финтех-регулирования, Центральный Банк реализует прогрессивный подход. У нас есть и понимание, куда двигаться, и взгляд регулятора на это.
Нам повезло с тем, что интерес к инновациям проявляют не только потребители, но и все участники платежной экосистемы, и прежде всего — банки. Российские банки воспринимают использование новых технологий как одно из конкурентных преимуществ, и это становится нормой.
Можно провести аналогию с развитием индустрии гостеприимства. Когда в номерах отелей одной известной сети впервые появились телевизоры, это вызвало “wow-эффект”. Сейчас отсутствие телевизора в номере воспринимается как недоразумение.
Так и в платежной индустрии — если у банка нет бесконтактной системы оплаты, это уже воспринимается как несоответствие современным стандартам отрасли.
- Сильно ли изменилась доля карт Visa после появления карты "Мир"? Является ли "Мир" реальным конкурентом Visa?
— Появление НСПК, безусловно, отразилось, на международных платежных системах, потому что все внутрироссийские операции теперь обрабатываются НСПК. Это поменяло технологическую модель работы. При этом мы воспринимаем НСПК в качестве партнера. Например, когда мы работали над внедрением мобильных платежей, мы не могли бы без НСПК обеспечить этот сервис для российских транзакций.
Что касается карты "Мир" – то это платежная система, у которой есть свои правила, свои продукты, свои тарифы. Карты "Мир" — наш конкурент, но при росте рынка на 15-20% в год появление на рынке еще одного игрока не должно сильно пугать или расстраивать. Конкуренция полезна для всех участников. Все думают о том, как правильно развивать продукт и услуги, как делать их еще удобнее, какой должен быть пользовательский опыт. Если вспомнить, что только 35% трат по картам происходит в торговых точках, что это означает для нас? И нам, и другим игрокам есть, где развернуться.
- Многие банки сообщили, что работают над темой возможности снятия наличных в кассах супермаркетов. Как вы относитесь к этому?
— Тема такая действительно есть, мы над ней работаем. Нам интересно развитие платежных сервисов, и это один из тех, который, как мы считаем, найдет своего потребителя.
На развитии безналичных платежей это может отразиться позитивно по нескольким причинам: люди будут использовать карту чаще, а еще они будут понимать, что возможность снятия наличных есть везде. Если в городе три банкомата, вы снимете деньги на случай, если вы ни до одного из них не доберетесь. Если банкоматов много, и вы будете знать, что всегда сможете снять деньги, вы будете спокойно оставлять их на карте. Возможность снятия наличных с касс магазинов будет иметь такой же эффект.
- Начался Чемпионат мира по футболу, Visa — его глобальный спонсор. В чем видите свою задачу?
— Действительно, для нас Чемпионат большое событие, к которому мы долго готовились. Мы являемся одним из семи глобальных спонсоров турнира уже десять лет. Задачи у нас три – инфраструктура, развитие бизнеса и инновации.
Из 12 стадионов, принимающих Чемпионат мира, большинство построены с нуля или полностью реконструированы. Это была наша задача – обеспечить там прием карт, выстроить эффективную, современную, безопасную платежную инфраструктуру. Мы установили 4,5 тысяч платежных терминалов для приема платежей по картам, а также с помощью мобильных и носимых устройств.
Со многими ведущими банками мы запустили в преддверии Чемпионата специальные "футбольные" карты с дополнительными бонусами.
В преддверии Чемпионата мы также запустили конкурс #Чемпионыбизнеса. Это конкурс идей для индивидуальных предпринимателей, готовых в коротком ролике рассказать о своем бизнесе и пользе безналичных платежей для его развития. Кстати, наше исследование показывает, что для бизнеса возможность принимать безналичные платежи является важным фактором успеха: растут обороты, средний чек, клиентская база.