МОСКВА, 6 июл — ПРАЙМ, Александр Жирнов. Пограничные и таможенные службы Соединенных Штатов с 6 июля 2018 года приступают к сбору новых пошлин в размере 25% на ряд товаров из Китая. Информация об этом появилась 15 июня на сайте представителя США на торговых переговорах Роберта Лайтхайзера. Данная мера вводится по поручению президента страны Дональда Трампа. Изначально предполагалось, что она затронет около 10% китайских поставок в США на сумму в 50 миллиардов долларов в год. В случае ответа Китая на данную экономическую меру американский лидер пригрозил ввести дополнительные ввозные пошлины.
Китайская сторона уже обвинила США в нарушении правил Всемирной торговой организации (ВТО). В министерстве коммерции КНР заявили о начале крупнейшей в истории торговой войны. Ответными мерами стало введение пошлин в размере 25% на импорт американских товаров объемом в 34 миллиарда долларов. СМИ сообщают, что Китай увеличил пошлины на сою, виски и говядину.
"США 6 июля в 00.01 по местному времени ввели ввозную пошлину на импорт 818 наименований товаров из Китая общим объемом в 34 миллиарда долларов. В качестве контрмеры Китай в этот же день ввел пошлину в 25% на импорт равнозначного объема американских товаров", — сказано в заявлении китайского министерства коммерции.
Действия Дональда Трампа уже вызвали обеспокоенность у представителей американского бизнеса, связанного с поставками товаров в Китай. Они опасаются проверок и таможенных сложностей. Ряд компаний заявили о временной заморозке инвестиций.
Аналитики Райффайзенбанка считают, что, поскольку США не ввели повышенные пошлины сразу на все ранее объявленные товары, речь может идти только об акции устрашения для укрепления переговорной позиции. В настоящее время вероятность полномасштабной торговой войны почти не учитывается финансовыми рынками.
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм" полагают, что действия США приведут к замедлению торгового оборота с Китаем и, безусловно, отразятся на экономике КНР, вынудив ее переориентироваться на внутреннее потребление. Однако серьезного падения ожидать не стоит. В целом мир стоит на пороге новой эпохи протекционизма. Несмотря на то, что большинство стран не заинтересовано в серьезных торговых войнах, они могут разразиться. При этом влияние протекционистских мер на мировую экономику специалисты оценивают по-разному.
Вероятный крах ВТО
Руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что действия президента США Дональда Трампа в отношении КНР являются началом перехода к новой системе отношений в международной торговле. При этом третья волна мирового экономического кризиса неизбежна, поскольку она заложена в самой программе капитализма и действиях властей различных стран, а также международных структур во время первых двух волн 2008 — 2009 и 2013 – 2016 годов.
"Мы помним, что для многих неевропейских и несевероамериканских стран вторая волна кризиса была очень тяжелой. Ничем хорошим она не запомнилась. Третья волна обусловлена тем, что нет оснований для серьезного экономического подъема. Принципы свободной торговли, которые были провозглашены в качестве закона экономического роста в начале 1980-х годов, давно уже этого роста не обеспечивают. Во время второй волны кризиса возникла ситуация, когда весь мир фактически паразитирует на равновесии между США и Китаем. При этом американское производство никакого развития не получает. Соединенные Штаты только увеличивают свой долг, который может расти и дальше, но развязка все равно наступит", — заявил Колташов.
Однако, по словам эксперта, никто не был заинтересован торопить этот процесс. И перед выборами в США в 2016 году казалось, что он будет бесконечным. Главное, что мировые рынки относительно стабильны и находятся в состоянии роста. Но победа Трампа привела к новой торговой политике Соединенных Штатов. Суть ее – в отказе от невыгодного торгового обмена.
"Существуют два типа принципиально разных типа мировой торговли. Первый из них — свободный, неолиберальный, когда конкурируют цены. Дешевые китайские товары завоевывают американский рынок, а предприятия в США закрываются и ликвидируются рабочие места. При традиционном типе торговли продается то, чего нет у других, а покупается то, чего нет у тебя. Обмен осуществляется необходимыми предметами. Задача в этом случае состоит в том, чтобы все, что можно, производить в национальных границах. В торговле такого типа развивается и выигрывает тот, кто крупнее. Если у тебя большой внутренний рынок – ты имеешь лучшие перспективы", — пояснил эксперт.
По его словам, Трамп, как представитель среднего промышленного капитала, начал борьбу с торговлей первого типа. Главная его цель – оставить прибыль в США. Это и является основой американского протекционизма. В Китае вспомнили о правилах ВТО, которые работали до последнего времени, но мир вступает в абсолютно новую реальность, в которой торговой организации попросту нет места.
"Правила ВТО не будут работать как прежде. Важно, что американцы отменяют их первыми, как ранее они же их устанавливали и всем навязывали. Сейчас США откажутся от ВТО, и организация станет ненужной и в итоге умрет. Трамп демонстрирует это прямым образом", — считает эксперт.
Ослабление юаня и сокращение импорта Китая
Китай не способен остановить этот процесс и ему придется "отцепляться" от американской экономики, считает Колташов. Это чревато неприятными последствиями для всего мира.
"Первое и основное последствие состоит в ослаблении юаня. Второе – в сокращении ввоза в Китай сырья и различных товаров, поскольку страна не сможет позволить себе жить не по средствам, сократив продажи на американском рынке", — пояснил Колташов.
Однако Китай является очень крупной экономикой и способен производить большинство товаров внутри страны.
"Китайцы обязательно постараются заместить ввоз из США. При этом Соединенные Штаты экспортирую из Китая гораздо больше. Сальдо торгового баланса в этом случае отрицательное для американцев", — добавил эксперт.
Эпоха протекционизма
Колташов считает, что разрастание торговых войн может привести к дестабилизации ситуации на мировых рынках. При этом равномерного падения во всем мире, как это было в 2008 году, скорее всего, не будет.
"Президент Трамп надеется, что Соединенные Штаты будут падать мало и смогут избежать негативных последствий. Эпицентром будет Китай. В зоне серьезного падения могут оказаться Европа и Россия. Экономическая политика Трампа даст плоды, но она может быть скопирована другими странами ", — заявил эксперт.
По его словам, нужно быть готовым к тому, что мировая торговля получит ряд серьезных ударов. Это может привести к дестабилизации рынков, прежде всего фондовых. Возможно снижение цен на нефть и другое сырье. Самым страшным может оказаться существенное снижение стоимости ценных бумаг. Мировой экономический кризис отнюдь не закончен, он просто взят под контроль с помощью довольно консервативных инструментов. Так, увеличение потребительского кредитования поддерживает рост экономики. При этом кредитование по американскому образцу стало механизмом стабилизации в различных странах.
"И если в Китае случится кризис, подобный ипотечному в США в 2008 году, кризис неплатежей по долгам населения, предприятий, то это будет страшно. Падение китайской экономики весьма вероятно и оно будет большим. И Трамп провоцирует это падение, рассчитывая, что капиталы побегут в США. Мир распался на экономические зоны во время кризиса, и крушение в чужой зоне способно принести выгоды для вашей", — добавил эксперт.
Мир входит в эпоху протекционизма и борьба больше не ведется по торговым правилам. Наступает эра колоссального роста значения национальных рынков. Но они должны быть крупными, поскольку мелким странам выжить будет очень сложно — крупные игроки будут уводить ресурсы и рабочую силу, считает Колташов.
Ориентация Китая на внутренний рынок
Профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов считает, что экономику Китая в настоящее время США обрушить не в состоянии. Это может сделать лишь внутренний кредитный цикл.
"У них довольно большая закредитованность. Действия США пока накладываются не на весь экспорт и в довольно ограниченном объеме. Судя по оценкам, эти 25% не перельются в итоговые цены. Китайским компаниям придется частично понести снижение своей маржи", — сказал эксперт.
По его мнению, скорее всего, меры США приведут к замедлению торгового оборота, но в мировой экономике в последнее время произошли некоторые изменения. Если в 2000-е годы она очень сильно росла за счет международной торговли, то в 2010-е оказалось, что рост может обеспечить внутренний спрос. Причем происходит это при гораздо меньших темпах роста торговли.
"То, что произойдет сейчас, наверное, позволит китайским компаниям, которые меньше будут продавать на американском рынке, переориентироваться на внутреннего потребителя. Эта переориентация вполне возможна, поскольку китайская экономика уже пытается перейти к более потребительской модели и сократить зависимость от инвестиций", — добавил Шибанов.
Глобального кризиса не будет
Эксперт сомневается, что торговая война между США и Китаем приведет к глобальным проблемам и новой волне кризиса. США – единственная страна, которая резко реагирует на происходящее в мире, поскольку имеет большой дефицит торговли.
"Это минус 500 миллиардов долларов в год и Трампу, к примеру, не очень нравится, что они уходят куда-то из страны. Остальные страны являются противниками нынешних экономических действий США. Особенно – крупные экономики Европейского союза, Китая, России. Они не заинтересованы в подобном разрушении мировой торговли и не торопятся вводить пошлины между собой. Это – только односторонние действия США", — заявил Шибанов.
Эксперт подчеркнул, что хотя США пока еще остаются крупнейшей экономикой мира (Китай и ЕС находятся очень близко), торговые войны не перекинутся на другие страны. Нынешняя ситуация – явление временное. Она связана с решениями президента Трампа и его избирателей.
"Вряд ли противостояние Соединенных Штатов и Китая приведет к серьезным последствиям для России – падению рубля, например. Пока новой волны кризиса нам опасаться не стоит", — заключил Шибанов.