МОСКВА, 19 июл — ПРАЙМ, Александр Жирнов. Министерство финансов России подготовило план систематизации антисанкционного законодательства и нормативных актов. Он призван снизить влияние недружественных действий иностранных государств на российскую экономику. Документ одобрен в начале июля на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова. До конца месяца должна появиться рабочая группа по противодействию санкциям. Об этом сообщил "Коммерсант".
Перечень ответных мер, одобренных правительством, состоит из пяти тематических блоков, первым из которых является разработка к августу 2018 года плана по снижению использования доллара во внешнеторговых сделках. Их предлагается вести преимущественно в национальных валютах.
Второй — посвящен доступу компаний, попавших под санкции, на внутренний финансовый рынок, который должен быть частично изолирован от влияния внешних решений. В июле 2018 года Минфин и ЦБ должны разработать план обеспечения свободного оборота в России ценных бумаг подсанкционных эмитентов.
Третий блок ограничит "недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных государств". Он включает в себя возможность ограничений импорта в соответствии с уже принятым Госдумой федеральным законом о противодействии "недружественным действиям США и иных государств". Кроме того, Минфин предлагает запретить закупки государством и госкомпаниями ряда иностранных товаров.
Четвертый блок предусматривает ограничение доступа к информации о компаниях, которые могут подпасть под санкции. Для этого к августу будут внесены изменения в банковское законодательство, а к сентябрю — расширено право правительства определять перечень закрытой информации.
В пятый блок вошел законопроект о специальных административных районах (САР), который 18 июля приняла в первом чтении Госдума. Он позволит осуществлять перерегистрацию компаний, подпавших под санкции. Банк России при этом считает, что становиться резидентами САР не должны банки, нефинансовые кредитные организации и платежные системы, поскольку это может стать угрозой устойчивости финансовой системы РФ и противоречит нескольким блокам банковского законодательства. Также в пятом блоке — поиск способов гарантийной поддержки экспорта и обеспечения внешнеторговых расчетов российских компаний из санкционных списков.
По мнению экспертов, опрошенных агентством "Прайм", никаких принципиально новых мер противодействия западным санкциям инициатива Минфина не содержит. При этом систематизация ответных шагов позволит российским компаниям заранее и четко представлять, какими могут быть последствия недружественных действий со стороны иностранных государств, и на какую поддержку собственной страны можно будет рассчитывать в случае попадания в санкционные списки.
ПРАВИЛЬНЫЙ ШАГ
По мнению профессора Российской экономической школы Олега Шибанова, оценивая инициативу Минфина, следует иметь ввиду не воздействие ее на экономику России в целом, а пользу для отечественных компаний.
"Тут не совсем про экономику России надо говорить, а про отдельные компании. Если происходят недружественные действия со стороны иностранных государств, будь они экономические или политические или какие-то еще, на них нужно как-то реагировать. В этом плане, если заранее известны правила игры, если компании знают, чем заканчивается ситуация с включением в санкционные списки, то это – гораздо выгоднее, чем не знать. То, что Минфин сейчас упорядочит все это в явном виде, выложит и все будут об этом знать, всегда лучше, чем незнание", — сказал Шибанов.
Он считает, что систематизация также позволит оперативнее реагировать на санкции иностранных государств, поскольку ответные меры уже будут предусмотрены заранее.
"На коленке изобретать какие-то меры в случае начала активных антироссийских действий со стороны наших партнеров менее удобно", — подчеркнул эксперт.
Шибанов не видит никаких принципиально новых мер в инициативе Минфина. Большая их часть уже действует.
"Кроме того существенная часть этого уже есть. Многие меры спорадически, но присутствовали в разных законопроектах. Все это необходимо объединить, чтобы компаниям было легче получать информацию в одном месте. Наверное, это – правильный шаг", — подытожил Шибанов.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДО АВТОМАТИЗМА
Замначальника центра экономического прогнозирования Газпромбанка Максим Петроневич также считает, что инициатива Минфина представляет собой план систематизации уже имеющихся мер.
Никаких принципиально новых действий в предложении министерства финансов Петроневич не видит. Большая часть их уже предусмотрена российскими законами.
"При этом, обращаю внимание на то, что каких-то новых мер я не услышал. Все это, так или иначе, уже использовалось или используется", — подчеркнул он.