МОСКВА, 23 июл — ПРАЙМ. Вводимое Центробанком повышение на 1 процентный пункт норматива обязательных резервов по валютным обязательствам приведет к тому, что российским банкам придется сформировать дополнительные отчисления в фонд обязательных резервов в размере 156 миллиардов рублей, в результате банковская система может за год недополучить почти 10 миллиардов рублей дохода, считает главный аналитик Сбербанка
Банк России в понедельник принял решение с 1 августа повысить на 1 процентный пункт нормативы обязательных резервов по обязательствам банков в иностранной валюте: по обязательствам перед физическими лицами — до 7%, по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами и иным обязательствам — до 8%. В ЦБ отметили, что данное решение направлено на дестимулирование роста валютных обязательств в структуре пассивов кредитных организаций.
"В масштабах всей банковской системы дополнительные отчисления в фонд обязательных резервов (ФОР) составят порядка 156 миллиардов рублей. Этим ЦБ свяжет часть избытка рублевой ликвидности, которая бы была размещена в доходные инструменты (депозиты ЦБ). В результате банковская система при текущем уровне ставок за год недополучит почти 10 миллиардов рублей дохода", — заявил Матовников РИА Новости. Он также подчеркнул, что повышение ставок отчислений в ФОР добавит около 7 базисных пунктов к стоимости валютных вкладов для банков
"Ставка ФОР влияет не только на валютное привлечение, но и на кредитование. Повышение ставок ФОР увеличивает стоимость привлечения валютных вкладов, ведет к росту стоимости кредитов и снижению привлекательности привлечения средств в валюте для банков и, соответственно, ограничивает возможности банков по кредитованию российских компаний в валюте. Так что можно сказать, что повышение ставок ФОР направлено на ограничение именно валютного кредитования", — добавил он.
По данным эксперта, российская банковская система уже активно "девалютизируется": валютное кредитование сократилось на 18%, а средства клиентов в валюте – на 12% в долларовом выражении по сравнению с началом 2016 года.
Матовников отметил в связи с этим, что долгое время снижение ставок по валютным вкладам содействовало переводу значительной части сбережений в рубли. "Но из-за уменьшения разрыва между рублевыми и долларовыми ставками вследствие постепенного снижения ключевой ставки ЦБ и с учетом роста мировых ставок по долларам в результате повышения ставки ФРС возникают риски оттока валютных средств за границу. То есть, цель дедолларизации начинает выполняться не за счет перехода в рубли, а за счет оттока валюты из банковской системы", — указал он.