МОСКВА, 2 окт — ПРАЙМ, Анна Подлинова. Американский государственный долг достиг исторического максимума — 21,516 триллиона долларов. За 2018 финансовый год, который в США закончился 30 сентября, госдолг вырос на 1,2 триллиона долларов.
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", отмечают, что в абсолютных цифрах госдолг выглядит устрашающе, однако это не пугает инвесторов, так как американское правительство исправно платит свои долги, а сами казначейские облигации США являются одним из наиболее надежных инструментов инвестирования средств для других стран. К тому же не стоит забывать об особом статусе доллара в международных расчетах. Управление этой валютой дает США больше свободы действий, в том числе и в наращивании своего долга.
ПОЧЕМУ РАСТЕТ ДОЛГ
Американский госдолг в соотношении с ВВП составляет около 105% и находится выше комфортных для большинства стран значений в 60%, проблему усугубляет значительный дефицит бюджета в 3,5% от ВВП, говорит эксперт "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин.
По словам аналитика ИК "Фридом Финанс" Алена Сабитова, главной причиной увеличения госдолга стала налоговая реформа, которая сократила поступления в бюджет, также свою роль сыграл рост госрасходов.
"Однако после выборов в Конгресс ситуация может поменяться, если демократы получат большинство в палате представителей", — полагает он.
Ситуация с растущим долгом усугубляется и политикой ФРС. По словам Сабитова, из-за того, что регулятор повышает процентные ставки и сокращает баланс, обслуживание долга дорожает, что может заставить американские власти стабилизировать его рост к началу следующего года.
Если оценивать госдолг США в абсолютных величинах, то он выглядит устрашающе, причем эта тенденция наметилась уже давно, как и замечания о скором крахе американской экономики по этим причинам, говорит аналитик ИФК "Солид" Вадим Кравчук. "Более правильным будет рассчитывать отношение госдолга к ВВП страны. В этом случае, на фоне ускорения американской экономики, с 2017 года наметилась даже положительная тенденция – госдолг США снизился со 105,8 до 105,4% ВВП", — поясняет он.
Резкий рост обязательств бюджета начался после кризиса 2008 года, когда долг к ВВП составлял "всего" 67,7% ВВП, напоминает он. При этом основное увеличение расходов произошло за счет роста затрат на социальное обеспечение, здравоохранение и программы медицинского страхования. Также увеличилась и стоимость обслуживания долга, особенно после перехода ФРС к циклу повышения ключевой ставки.
"Администрация Трампа планирует с помощью налоговой реформы и затрат на инфраструктуру, а также за счет политики протекционизма обеспечить экономический рывок, который в перспективе привел бы к повышению доходной части бюджета. На подобные меры также требовались деньги, а эффект будет виден только через несколько лет, отсюда и возникает разрыв в бюджете, увеличивающий его дефицит", — объясняет Кравчук.
ПОЧЕМУ ЭТО НИКОГО НЕ ПУГАЕТ
Замдиректора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников отмечает, что госдолг растет, так как США одалживают деньги, чтобы покрыть дефицит бюджета, который образуется из-за больших расходов на оборону и здравоохранение.
В целом, по словам эксперта, в росте госдолга нет ничего страшного в момент, когда растет экономика — важен не абсолютный размер госдолга, а его соотношение к годовому ВВП.
"Есть страны с худшим показателем, например, Италия, Япония, Португалия, но и они ухитряются обслуживать свои долги", — утверждает Верников.
"В глазах инвесторов государственные облигации США являются надежным убежищем от рисков", — поясняет аналитик. В долгосрочной перспективе американскому правительству надо будет поставить под контроль бюджетные расходы.
Кредитные риски по госдолгу США крайне низки, замечает Нигматуллин. "Экономика страны демонстрирует очень высокие для развитых стран темпы экономического роста. То есть фактически дефицит и наращивание госдолга используются для поддержания экономического роста, что считается лучшей мировой практикой", — поясняет он.
Есть определенные риски, что в какой-то момент рост замедлится, а механизм его поддержания через дефицит бюджета и наращивание госдолга перестанет работать. Впрочем, несмотря на многочисленные дисбалансы, этого пока не произошло, замечает аналитик.
В любом случае облигации США будут оставаться основным инструментом для инвестиций и сбережения капиталов других стран и крупнейших участников рынка, так как альтернативы в плане ликвидности и способности вместить большие деньги в мире нет, не говоря уже о надежности подобного размещения, говорит Кравчук.
"Не нужно забывать, что в мире сейчас множество стран, в том числе развитых, которые имеют долг, близкий или превышающий 100% ВВП, то есть имеет место общая тенденция. Это является в том числе и следствием огромного количества денег в мировой экономике и распространенностью долговых бумаг", — отмечает он. Например, Япония, которая считается тихой гаванью, имеет госдолг более 100% ВВП еще с 1997 года, а сейчас его размер превышает 250% ВВП.
По словам Кравчука, основная угроза для госдолга США — это базовая ставка ФРС. "Стоимость обслуживания долга за 2018-2019 годы увеличится в разы на фоне действий ФРС, вместе с тем, возрастет и угроза стабильности американской экономики, но говорить о дефолте еще очень рано, тем более, что более 50% долговых бумаг сосредоточено в руках самого регулятора и правительственных структур", — рассуждает он.
Также стоит отметить особый статус доллара, как основной мировой валюты, добавляет Сабитов. "Возможность напрямую влиять на денежную массу и процентные ставки по доллару дает США больше свободы действий. К тому же важен кредит доверия к прочной структуре экономики и отсутствие истории дефолтов. Так что в случае США нельзя сказать, где находится лимит долга и есть ли он вообще", — заключает он.