ВАШИНГТОН, 5 окт — ПРАЙМ. Администрация президента США Дональда Трампа хочет поднять торговые переговоры с другими странами на новый уровень. Используя новое соглашение с Канадой и Мексикой в качестве шаблона, США собираются провести ревизию правил, регулирующих все, начиная от валютных рынков и рынков труда до того, какие отношения партнеры США поддерживают с Китаем, говорится в статье The Wall Street Journal, которую приводит Dow Jones.
Торговый представитель США Роберт Лайтхайзер назвал новое североамериканское соглашение о торговле моделью, меняющей парадигму американской политики и посылающей решительный сигнал торговым партнерам США, которые готовятся к сложным переговорам, вытекающим из нового подхода.
США будут меньше беспокоиться о возможном конфликте со Всемирной торговой организацией – надзорным органом, созданным при участии Вашингтона. Вместо этого они сосредоточатся на использовании торговых сделок против тех сил, которые американское руководство называет "нерыночными" и подрывающими мировую торговлю.
Кроме того, Вашингтон больше не будет рассматривать торговые договора как способ поддержки глобальных цепочек поставки американскими корпорациями. Приоритет будет отдан введению более жестких стандартов для импортируемых в США товаров с прицелом на возвращение производства в страну.
Основополагающий принцип новой политики, обозначенный самим Дональдом Трампом в заявлении о заключении североамериканского торгового соглашения, заключается в том, что партнеры должны считать ведение бизнеса с США привилегией. Предоставление доступа к американскому рынку будет все больше зависеть от готовности других стран принять правила и стандарты США в самых разных сферах – от защиты прав на интеллектуальную собственность до уровня зарплат.
Американская администрация пока еще дорабатывает детали стратегии применения нового Соглашения между США, Мексикой и Канадой (USMCA) в отношениях с другими торговыми партнерами. Первыми испытать ее предстоит Японии и Евросоюзу, которые уже начали переговоры о новых торговых соглашениях с администрацией Трампа, а также Великобритании и Филиппинам, которые собираются сесть за стол переговоров с США в ближайшем будущем.
Пока сложно сказать, удастся ли команде Трампа воспроизвести условия USMCA в соглашениях с другими странами. В переговорах с Канадой и Мексикой в их арсенале был особый рычаг влияния в виде угрозы вовсе выйти из просуществовавшего четверть столетия союза, от которого экономики американских партнеров приобрели зависимость.
У ЕС и Японии нет с США подобных соглашений, так что их потери будут меньше. Кроме того, у них есть собственные растущие зоны свободной торговли: соглашение между ЕС и Японией, в которое США не входят, и объединяющее 11 стран Транстихоокеанское торговое партнерство, из которого США вышли по решению Трампа. Оба соглашения вступают в силу в следующем году и наделяют участников преимуществами над американскими экспортерами.
"США ведут силовую игру, — говорит бывший экономический советник ЕС Андре Сапир, работающий в брюссельском исследовательском центре Bruegel. – Не думаю, что Европа захочет заключать такое соглашение, она будет стремиться заключить сбалансированное соглашение."
Руководство Европы и Азии внимательно изучило все 34 раздела североамериканского пакта, с четырьмя приложениями и 12 дополнениями, чтобы идентифицировать статьи, которые могут вызвать проблемы в процессе переговоров, сообщают осведомленные источники.
Япония и Германия, являющиеся крупнейшими экспортерами автомобилей в США после Канады и Мексики, готовятся к тому, что США потребуют от них введения квот, если они хотят избежать пошлин на автомобили в размере 25%, которые президент Трамп угрожает ввести в интересах национальной безопасности.
Канада и Мексика приняли такие ограничения, чтобы не платить пошлин. Это напоминает добровольное ограничение экспорта, которого США в 1980-х добились от Токио, просуществовавшее до создания ВТО, которая запретила подобную практику.
Япония также обеспокоена положением USMCA, предусматривающим наказание за "валютные манипуляции". Такое в торговом соглашении встречается впервые. США неоднократно обвиняли Японию в манипулировании своей валютой для стимулирования экспорта, а Токио неоднократно давал отпор требованиям введения штрафных санкций за подобные действия.
Сделка между США, Мексикой и Канадой может помешать Великобритании в реализации ее формирующейся стратегии ведения независимой торговой дипломатии после выхода из ЕС. Великобритания надеется заключить отдельные соглашения о свободной торговле с США и Китаем.
Между тем администрация Трампа собирается добавлять в будущие соглашения положения, позволяющие США выходить из соглашений в случае заключения торговым партнером отдельного соглашения с государством с "нерыночной экономикой", что является недвусмысленным намеком на Китай. Эта позиция может вынудить Великобританию делать выбор между Вашингтоном и Пекином.
Новая североамериканская сделка стала поворотной еще и в том, что раньше все торговые соглашения США, начиная с заключенного в 1994 году NAFTA, предусматривали особую правовую защиту для американских транснациональных компаний с инвестициями в других странах. Предыдущие администрации – представляющие как Демократическую, так и Республиканскую партии – проталкивали эти защитные положения, вопреки возражениям других стран, аргументируя свою позицию тем, что они необходимы для поддержки более эффективной и взаимосвязанной мировой экономики.
Администрация Трампа считает, что такая защита стимулирует аутсорсинг, который она поддерживать не хочет, а также создание глобальных цепочек поставок, которые она не против разрушить. Новое соглашение ослабляет защитные меры для американских инвесторов в Мексике и полностью отменяет их в Канаде. Соглашение о свободной торговле между США и Филиппинами может стать первым, которое вообще не предоставляет американским компаниям никакой особой защиты от непредсказуемой правовой системы этой развивающейся страны.
Некоторые из самых спорных положений USMCA, включая статьи о штрафах за валютные манипуляции и экспортных квотах, судя по всему, были добавлены с прицелом на будущие торговые соглашения. Обвинения в валютных манипуляциях для поддержки торговли в адрес Канады и Мексики никогда не звучали, а установленные для них автомобильные квоты существенно превышают их текущий экспорт.
Благодаря этому, Канаде и Мексике было относительно легко согласиться на эти новые условия, в то время как администрация Трампа смогла создать прецедент, применения которого в будущих торговых соглашениях теперь сможет добиваться с большей настойчивостью.