МОСКВА, 24 окт — ПРАЙМ, Алсу Гараева. Российские карты "Мир" за три года стали полноценным игроком на отечественном рынке безналичных платежей: сегодня их держателем является каждый четвертый россиянин, а по прогнозам Национальной системы платежных карт (НСПК), до конца этого года доля карт "Мир" на российском рынке превысит 20%. В интервью агентству "Прайм" глава НСПК Владимир Комлев рассказал о планах по развитию карты, почему соглашение о выпуске совместных карт с Visa и MasterCard перестало быть актуальным и как будет функционировать единое платежное пространство в странах ЕАЭС.
- На банковском форуме в Сочи вы говорили, что к концу года доля карт "Мир" в России превысит 20%. Каким образом вы рассчитываете добиться таких показателей?
— В первую очередь я бы хотел сказать, что перевод граждан, которые получают так или иначе свои регулярные выплаты из бюджета и внебюджетных фондов, на карту "Мир", в основном, завершен. Остался перевод пенсионеров, для которых был установлен более длительный срок – до середины 2020 года. Поэтому сегодня большой упор делается именно на коммерческую эмиссию.
У нас обширные планы, как на конец этого года, так и на 2019-2020 годы по развитию продуктовой линейки, которая будет продвигаться совместно с банками и торгово-сервисными предприятиями. Мы считаем важным и развитие программы лояльности "Мира", наша программа лояльности интегрирована в стандарты проведения операций самой платежной системы. Большое количество банков уже присоединилось к ней.
- С какими банками в настоящее время вы ведете переговоры по участию в программе лояльности?
— Сегодня к ней подключились более 80 банков, в том числе все крупнейшие банки. А переговоры мы ведем со всеми остальными – и мы видим интерес со стороны и кредитных организаций, и торгово-сервисных предприятий.
- Насколько увеличилось число держателей карт "Мир" благодаря присоединению к программе лояльности Сбербанка?
— Не секрет, что более половины всех выпущенных карт "Мир" — это карты, эмитированные Сбербанком. Поэтому все его клиенты имеют возможность воспользоваться предложениями и нашей программы лояльности, при этом начисление бонусных баллов от Сбербанка сохраняется. Такая же возможность есть и у клиентов других банков: "Тинькофф Банк", Россельхозбанк, ВТБ, Альфа-банк, Газпромбанк, "АК Барс", Промсвязьбанк и многих других.
- Крупнейшие российские банки недавно опубликовали статистику трат своих клиентов по время летнего отдыха. Наибольшее количество транзакций пришлось на США и европейские страны. Где активнее всего тратились летом держатели карты "Мир"?
— Пока держатели "Мира" в Европе и США не тратились, но мы над этим работаем. В то же время мы можем наглядно отследить внутрироссийский трафик, как транзакции перемещаются из центральной России в Краснодарский край или другие регионы, пользующиеся туристическим спросом.
Например, за три летних месяца в Краснодарском крае было совершено почти 13 миллионов межбанковских операций по картам "Мир", в Крыму — почти 5 миллионов транзакций. Кроме того, увеличилось число транзакций в Санкт-Петербурге – там за время летнего отпускного сезона было совершено свыше 18 миллионов операций.
В этот период мы отметили большое количество операций в таких категориях, как кафе и рестораны. Тем не менее, лидерами все равно остаются продуктовые магазины, они занимают почти 50% операций по всем регионам, включая, в том числе, курортные. Затем идут кафе и рестораны, заправки, магазины одежды, аптеки, гостиницы и городской транспорт.
- Пока за рубежом в случае отсутствия кобейджингового соглашения картой "Мир" можно расплатиться только в Армении и Белоруссии. Почему прием российской карты пока не реализован в других странах ЕАЭС?
— Как таковых препятствий нет. Но речь идет не о том, чтобы просто обеспечить прием карт "Мир" в этих странах, мы стремимся создать единое розничное платежное пространство. В четырех из пяти стран ЕАЭС есть своя национальная платежная система. Задача состоит в том, чтобы картой любой из этих платежных систем можно было расплатиться во всех странах союза. Это очень трудоемкая и многозадачная история, и технологически, и с правовой точки зрения.
Сейчас активно ведется работа с Киргизией, Белоруссией и Казахстаном. В Казахстане нет национальной платежной системы как таковой, и в этом случае мы работаем на уровне Национального Банка Казахстана и крупнейших банков, чтобы обеспечить прием карт всех остальных стран-партнеров в их инфраструктуре.
- Как вы считаете, по какой причине затягиваются переговоры о кобейджинге с международными платежными системами MasterCard и Visa? Можно ли ожидать в перспективе появления совместных карт?
— С моей точки зрения, ситуация на рынке достаточно сильно поменялась по сравнению с тем, что было два года назад, когда платежная карта "Мир" делала свои первые шаги. В тот момент актуальность выпуска таких карт имела место. Сегодня, когда выпущено более 45 миллионов карт "Мир", национальная карта – уже полноценный мощный игрок с очень быстрыми темпами роста. Сейчас приоритеты уже совсем другие. Мы развиваемся самостоятельно, как независимая платежная система, создаем свои проекты по всем направлениям, в том числе, международным.
- Одним из самых значимых событий для компании за последнее время стал обязательный перевод на карту "Мир" выплат бюджетникам. Планируется ли в дальнейшем перевод на карту зарплат сотрудников госкорпораций?
— Выплаты сотрудникам госкорпораций происходят по-разному: кто-то получает деньги из бюджета, кто-то со счетов акционерных обществ. Многие компании сами увидели преимущества от взаимодействия с национальной платежной системой, и мы видим здесь большой потенциал. Такие компании, как, например, "Ростех" по закону не обязаны переводить зарплату своих сотрудников на карту "Мир", тем не менее, они сделали выбор в пользу национальной платежной системы. Мы бы поддержали идею, чтобы госкорпорации использовали национальные платежные карты в качестве зарплатных, при этом мы видим, что этот процесс уже идет естественным образом. Нужно ли здесь какое-то законодательное вмешательство? Наверное, нет.
- Система быстрых платежей стала одной из ключевых тем форума Finopolis 2018. Как вы считаете, могут ли платежи в рамках этой системы в перспективе стать бесплатными для клиентов банков?
— Это, безусловно, прорывная платформа, которая выводит российский платежный рынок на качественно новый уровень. Это не только вопрос конкурентоспособности банковского сообщества, но и, в первую очередь, платформенные решения национального масштаба. Мы, являясь техническим провайдером системы, принимаем активное участие в обсуждении тарификации. Сейчас обсуждается возможность установить тарифы в зависимости от суммы операции. Например, брать с банков, допустим по рублю, на совсем маленьких суммах — логично.
Окончательное решение ещё не принято и, соответственно, градация зависимости тарифов от суммы переводов пока не определена. Тем не менее, вопросы тарификации – это всегда решение оператора, который определяет бизнес-правила, в данном случае оператором является ЦБ РФ. Мне кажется, такие проекты и должны проводится на уровне государства.