● Исследование проводилось в российских организациях с марта по октябрь 2018 года. В исследовании приняли участие 1228 человек из более чем полусотни городов.
● За прошедший год в крупных компаниях на 466 % выросла вовлеченность среднего менеджмента в agile-трансформации.
● IT-компании увереннее остальных достигают своих целей, а сильнее всего расхождение целей и достижений — в телекоммуникационном секторе. Для компаний из финансовой отрасли ключевая цель — согласованность бизнеса и IT, и она успешно достигается.
● С ростом опыта в применении гибких методологий компании начинают ставить иные цели: в зрелых с точки зрения agile компаниях на 48 % чаще целью становится повышение качества продуктов, на 56 % — повышение предсказуемости поставок, на 111 % — улучшение инженерной культуры.
● Большинство компаний проводит трансформацию не менее 3 лет, при этом пилотирование занимает не менее 1 года.
● 39 % участников исследования из Москвы и 72 % участников из Санкт-Петербурга работают в зрелых с точки зрения Agile компаниях.
Интернет, 24 октября 2018 года.
Компания ScrumTrek, специализирующаяся на внедрении agile-подходов, провела очередное ежегодное масштабное исследование о востребованности и особенностях внедрения гибких методологий управления в России и представила его на конференеции Agile Business Conference 2018. В этом году фокусом исследования стал вопрос "Насколько успешны agile-трансформации в России?".
В новом исследовании, которое проводилось в российских организациях с 18 марта по 8 октября 2018 года, приняли участие 1228 человек из более чем полусотни городов: больше всего людей из Москвы (54 %), Санкт-Петербурга (17 %), Новосибирска и Екатеринбурга (по 3 %). Распределение по отраслям выглядит следующим образом: 35 % — IT, 21 % — финансы, 7 % — телекоммуникации, 16 % — компании, бизнес которых никак не связан с информационными технологиями.
Роли
В ходе своего исследования компания ScrumTrek в частности изучала, какие роли в задействованных компаниях вовлечены в agile-трансформации:
● На первом месте — менеджеры проектов (22 %): больше всего из IT (26 % участников из компаний, работающих в области информационных технологий), меньше всего — в финансах (16 % участников из этой отрасли).
● На втором месте — новые роли в компаниях, изменивших свою структуру под agile: scrum-мастера (11 %), владельцы продуктов (7 %) и agile-коучи (6%) — больше всего в финансах (49 % участников из этой отрасли).
В телекоммуникационном секторе, по сравнению с остальными отраслями, вовлеченность топ-менеджмента в несколько раз ниже. Также интересно отметить, что за прошедший год в крупных компаниях значительно — на 466 % — выросла вовлеченность среднего менеджмента.
Цели
Отвечая на вопрос "Какие цели ставят компании и чего достигают в результате трансформации?", компания ScrumTrek выяснила, что результаты трансформации не всегда совпадают с ожиданиями. IT-компании увереннее остальных достигают своих целей, а в телекоммуникационном секторе расхождение целей и достижений сильнее всего. Для компаний из финансовой отрасли ключевая цель — согласованность бизнеса и IT, и она успешно достигается.
Повышение мотивации сотрудников неожиданно и гарантированно работает во всех отраслях, и во всех же отраслях ожидания по повышению качества продуктов не оправдываются на 20-30 %. Что касается отдельных отраслей, то стоит отметить, что в телеком-секторе неожиданно и гарантированно выстреливает упрощение управления распределенными командами.
Подробнее о целях agile-трансформаций и их достижении в различных отраслях — см. ниже:
Информационные технологии
Топ-5 целей | Топ-5 достижений |
1. Управление изменениями | 1. Управление изменениями |
2. Качество | 2. Прозрачность |
3. Скорость | 3. Предсказуемость |
4. Прозрачность | 4. Скорость |
5. Предсказуемость | 5. Мотивация |
Финансы
Топ-5 целей | Топ-5 достижений |
1. Скорость | 1. Согласовать бизнес и IT |
2. Согласовать бизнес и IT | 2. Прозрачность |
3. Управление изменениями | 3. Скорость |
4. Качество | 4. Управление изменениями |
5. Производительность | 5. Мотивация |
ТелекомФинансы
Топ-5 целей | Топ-5 достижений |
1. Скорость | 1. Прозрачность |
2. Производительность | 2. Управление изменениями |
3. Управление изменениями | 3. Управление распределенными командами |
4. Прозрачность | 4. Скорость |
5. Согласовать бизнес и IT | 5. Производительность |
В то же время вне зависимости от опыта в Agile компании успешно достигают следующие цели: улучшение прозрачности ведения проектов и повышение мотивации команд. Остальные цели «начинающие» компании достигают примерно в 2 раза реже, чем "зрелые".
Интерпретация данных показывает, что с ростом опыта в применении гибких методологий компании начинают ставить иные цели: в зрелых с точки зрения agile компаниях на 48 % чаще целью становится повышение качества продуктов, на 56 % — повышение предсказуемости поставок, на 111 % — улучшение инженерной культуры.
Процесс
Большинство компаний проводит трансформацию не менее 3 лет, при этом пилотирование занимает не менее 1 года.
Компании, занятые в финансовом секторе, больше остальных страдают от сложившейся корпоративной культуры и внешнего регулирования, а компании, работающие в телекоммуникационной отрасли, больше остальных говорят о низкой вовлеченности бизнеса.
По трём главным факторам, на которых фокусируются компании на разных этапах внедрения Agile, заметно, что с ростом зрелости меняется культура. Когда трансформация проводится в один год, важными составляющими являются обязательный "пинок сверху", общий для всех agile-фреймворк и его автоматизация в системе управления проектами. По прошествии двух-трёх лет в число трёх главных факторов попадает внимание на наличие поддержки Agile "снизу". Кроме того, на этом этапе уже необязательно всем "бежать строем" по единому Agile-фреймворку, однако полная прозрачность, обеспечиваемая системой управления проектами, все равно остается важным фактором.
По прошествии трёх и более лет с момента внедрения гибких методологий "верхи" уже не "топают", а непосредственно вовлекаются в процесс; основным фокусом является вовлеченность "низов" (выше всего по отраслям — в IT, по размеру бизнеса — в крупном); организация отказывается от готового единого Agile-фреймворка и вырабатывает свой собственный.
Отвечая на вопрос "У кого получается лучше всего?", компания ScrumTrek выяснила, что 39 % участников исследования из Москвы работают в зрелых с точки зрения Agile компаниях, а по Санкт-Петербургу этот показатель значительно выше — 72 %.
Дополнительные материалы
● Зачем мы проводим ежегодное исследование Agile в России.
● Результаты исследования Agile в России за 2017 год.
● Отчет об исследовании Agile в России за 2017 год.
● Итоги исследования Agile-рынка в России, представленные на конференции Agile Business Conference 2017.
О компании ScrumTrek
ScrumTrek — компания, которая более 10 лет проводит тренинги по Agile, Scrum, Kanban и Agile-трансформации компаний. Компания разработала собственный метод внедрения Agile, адаптированный под специфику российского бизнеса. ScrumTrek аккредитована ICAgile, LeanKanban University, Scaled Agile Inc. Компания развивает agile-сообщество и организует ежегодные профильные конференции AgileDays и Agile Business Conference, бесплатные конференции Agile Kitchen. Сайт компании — https://scrumtrek.ru.