ПЕКИН, 24 окт — ПРАЙМ, Вероника Буклей. Жителям Китая при заказе товаров через интернет не нужно долго ждать почтальона, даже если они живут в горах — посылку менее чем за сутки доставит к порогу дрон, которому поможет робот-сотрудник склада, городские жители тем временем уже тестируют еще одну технологическую новинку — "бесконтактный" магазин.
"Мы создали собственную логистическую систему, которая охватывает практически все население страны. Почти 90% клиентов могут получить заказ в тот же или на следующий день", — рассказал журналистам замдиректора по международным коммуникациям одного из крупнейших розничных онлайн-ритейлеров Китая JD.com Гу Ян.
Компания была основана в 1998 году. В 2004 году она вышла в онлайн-торговлю. Компания является одной из крупнейших по объему онлайн-продаж в Китае в секторе B2C. Чистый убыток компании по итогам 2017 года сократился почти в 300 раз — до 11,7 миллиона юаней (1,8 миллиона долларов). Выручка выросла в 1,4 раза и составила 362 миллиарда юаней (55,7 миллиарда долларов).
ТРУДНОСТИ ДОСТАВКИ
Заказать можно все — от мандаринов до крупной бытовой техники. Платформа работает с производителями напрямую, что исключает возможность продажи подделок.
Для доставки в горные провинции, например, Шаньси и Цзянсу, компания применяет беспилотники, способные привезти груз весом до 10 килограмм даже в трудных погодных условиях. В настоящее время используется порядка 100 маршрутов для доставки дронами.
"С помощью искусственного интеллекта мы может просчитать, откуда и в каком объеме мы будем получать заказы", — отметил Гу Ян.
На складе сотрудникам помогает робот-погрузчик, способный распознавать и размещать товары на полках. Такой "помощник" может самостоятельно поднимать на высоту коробки весом в сотни килограммов.
МАГАЗИНЫ БЕЗ КАССИРА
В настоящее время компания также работает над технологией "магазина будущего", в котором покупатели смогут совершать покупки без использования кассы. В таких магазинах используются специальные "умные" полки, которые фиксируют, когда человек берет или возвращает товар. Покупатель проходит идентификацию с помощью приложения, после чего магазин начинает "узнавать" его в лицо и автоматически записывать товары, которые он взял, на счет банковской карты, привязанной к аккаунту.
Пока в Китае работает 10 таких магазинов. Однако воспользоваться ими может только обладатель китайского номера телефона, туристу с российским номером такая услуга недоступна.
"А кто же спросит, нужен ли пакет, собираю ли я наклейки?", — пошутили журналисты во время экскурсии по штаб-квартире ритейлера.
"Мы не ставим перед собой цель работать полностью без людей. Мы лишь пытаемся, применяя роботов и искусственный интеллект, создать лучшие условия работы для сотрудников и потребителей", — ответил Гу Ян, добавив, что компания открыта для сотрудничества и обсуждает возможности партнерства с коллегами из других стран.
КОЛЛЕГИ В РОССИИ?
В июле источник на российском рынке ритейла сообщал РИА Новости, что JD.com ведет переговоры о начале доставки товаров, приобретенных на площадке, в пункты выдачи в магазинах X5 Retail Group, которая управляет торговыми сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель". Компания уже несколько лет не ведет активной деятельности в России.
Источник тогда также отмечал, что на витринах некоторых магазинов "Пятерочка" появились плакаты с товарами китайского ритейлера — они размещаются в рамках совместных маркетинговых действий по продвижению товаров площадки среди покупателей "Пятерочки".
В свою очередь, представитель X5 Retail Group сообщал, что компания работает над созданием инфраструктуры для доставки онлайн-покупок из интернет-магазинов и маркетплейсов в автоматизированные пункты выдачи, которые планируется разместить в магазинах ритейлера — локеры и постоматы. О соответствующей инициативе X5 объявила в мае текущего года.