МОСКВА, 27 окт — ПРАЙМ. Альфа-банк объявил, что уходит из сегмента POS-кредитования и завершает свою работу в нем после 2018 года. Причиной стало стремление банка сконцентрироваться на других розничных сегментах банковского дела. Другие банки, впрочем, не намерены покидать этот рынок, и после ухода сильного конкурента намерены нарастить свои доли в сегменте.
О том как устроена выдача кредитов в торговых точках, с какими трудностями сталкиваются банки при ведении этого бизнеса и почему такие кредиты перестают быть актуальными, рассказали "Прайму" эксперты и представители банков.
POS-кредитование (от английского Point of sale) — разновидность розничного бизнеса банка, которая подразумевает выдачу займов на товары в торговых точках. Как правило, такие кредиты выдаются по большим процентным ставкам, но в тоже время банк принимает решение по ним быстрее.
POINT OF SHOPING
Шопинг был, есть и будет, а значит POS-кредитование будет востребовано, считает Александр Антоненко — зампред правления банка "Хоум кредит", одного из лидеров в этом сегменте. Например, доля кредитования дорогих смартфонов достигает 45%, что говорит об интересе клиентов, уверен банкир.
Поэтому, по мнению Антоненко, основная проблема рынка заключается в стоимости привлечения новых клиентов, а не в том, что на рынке для банков нет перспектив.
Решение Альфа-банка уйти с рынка даст сигнал розничным сетям о том, что надо "работать над стоимостью выдачи и снизить комиссии", считает зампред правления. Однако и без участия Альфа-банка, POS-кредитование – очень конкурентный сегмент, считает старший вице-президент банка "Ренессанс кредит" Сергей Васильев.
В свою очередь, ведущий аналитик по банковским рейтингам "Эксперт РА" Екатерина Щурихина рассказывает, что кредитование в торговых точках для банков – прибыльное занятие из-за достаточно высоких ставок и дополнительных продаж в виде страховок, однако затраты на организацию такого бизнеса могут быть выше, чем в офисах.
"Это организация и техническая поддержка отдельного рабочего места, оплата труда сотрудника, который фактически занят только продажей одного продукта и не участвует в развитии других направлений", — перечислила эксперт дополнительные расходы банков.
ЛАКОМЫЙ POS-ОЧЕК
В целом опрошенные банки, занимающие лидирующие позиции в сегменте, не планируют сбавлять обороты. Так, "Хоум кредит" намерен и дальше развивать этот рынок, "внедряя брокерские решения, совместные программы с производителями, кредитные карты рассрочки и кредитование в интернет-магазинах", сообщил зампред правления этого банка Александр Антоненко.
Большие перспективы на рынке видит и банк "Русский стандарт", нарастивший в полтора раза объем целевых кредитов на приобретение товаров и услуг по итогам третьего квартала этого года. "Почта Банк", как следует из сообщения кредитной организации, планирует в 2019 году увеличить долю на рынке до 15% — в основном за счет партнерства с салонами сотовой связи.
Однако эксперты не уверены, что этот сегмент будет актуальным и дальше для потребителя, хотя рынок в этом году показывает рост – так считает Щурихина из "Эксперт РА".
"Набирает популярность использование кредитных карт, в частности, карт рассрочки, которые позволяют покупателю сразу приобрести понравившийся товар, не тратя время на оформление кредита и ожидание одобрения в точке продаж", — отмечает эксперт.
По мнению председателя правления НП "Национальный платежный совет" Алмы Обаевой, кредитки и карты рассрочки могли "убить" у Альфа-банка POS-бизнес. Кроме популярности кредитных карт в качестве возможных причин отказа Альфа-банка от таких кредитов она назвала снижение доходности POS-кредитования в целом и предположила, что такие кредиты могли иметь большую долю в объеме просроченных кредитов в портфеле банка.
ПОРТРЕТ КЛИЕНТА
По данным банка "Русский стандарт", рассрочка сейчас — самый интересный продукт, на него приходится 70% выдач в сегменте. Причина кроется в том, что клиенты, зная, что у них есть рассрочки, готовы позволить себе потратить больше, указывают в банке.
Так, средняя сумма покупки в рассрочку в магазинах техники в 2018 году составила чуть больше 43 тысяч рублей, в то время как средняя сумма кредита в этом сегменте – 27,3 тысячи рублей.
Интересно, что женщины в текущем году стали делать покупки в кредит еще чаще, отметили в банке. Если в первом полугодии на них приходилось 57% займов, то по итогам трех кварталов – уже 59%, а на мужчин – 41%. Наиболее часто встречающийся возраст заемщика – 31 год.