МОСКВА, 1 ноя — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Правительство согласовало с нефтяниками меры по стабилизации цен на топливо. Принятое накануне после долгих переговоров соглашение фиксирует сохранение оптовых цен до конца текущего года на уровне конца мая-начала июня, рассказал вице-премьер Дмитрий Козак. Затем, в 2019 году, они будут расти в пределах инфляции. Это примерно 4-6% в год без резких скачков.
Кроме того, соглашение предполагает увеличение поставок бензина и дизеля со стороны всех вертикально интегрированных компаний (ВИНК) и независимых НПЗ, в объемах, аналогичных тому же периоду 2017 года плюс 3%. Для удержания розничных цен ВИНКи согласились продавать нефть независимым АЗС по той же цене, что и своим "дочкам".
Выполнение договоренностей начинается немедленно, в течение суток будут проведены все необходимые процедуры для их юридического оформления. Действовать соглашение будет до конца марта 2019 года. Большинство компаний уже заявили о фактическом начале его выполнения и снижении цен в оптовом звене.
Конфликтная ситуация вокруг цен на топливо в очередной раз обострилась на этой неделе, хотя подорожание началось весной. Только в апреле производители подняли цены на бензин на 13% по сравнению с мартом. Кабмин в этой ситуации пошел на снижение акцизов, однако в середине августа оптовые цены опять пошли в рост. Нефтяники обвиняют в этом правительство, заложившее с 1 января следующего года очередной рост акцизов. Кроме того, в условиях текущей нефтяной конъюнктуры компаниям выгоднее продавать топливо за рубеж, нежели внутри страны. В результате премьер Дмитрий Медведев пригрозил, что в случае отсутствия соглашения с нефтяниками правительство будет вынуждено ввести заградительные пошлины на экспорт.
По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, снижение цен в опте может привести к некоторому снижению стоимости бензина на заправках. "Учитывая, что, по данным Росстата, в сентябре топливо подорожало на 10%, этот скачок может быть отчасти компенсирован. Прежде всего, это касается независимых АЗС, поскольку ВИНКи теперь будут продавать им бензин дешевле. Если раньше им приходилось повышать цены, чтобы компенсировать рост себестоимости, то теперь они могут выйти на тот же уровень, что АЗС самих ВИНКов", — полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Достигнутые "мирные" договоренности стабилизируют рынок и снимут напряжение в тех регионах, где, в основном, представлены независимые розничные АЗС, согласен доцент кафедры экономической теории РЭУ им.Г.В.Плеханова Олег Чередниченко. По его мнению, ситуация на сетевых заправках не менялась, они держат данное еще весной Козаку слово, и цены не поднимают. Вопрос в том, как поведут себя независимые АЗС.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ
Но главный вопрос – что будет с ценами на бензин в 2019 году, когда "заморозка" закончится. Если до этого периода они будут стагнировать, то потом возможны варианты. Главная проблема – рост себестоимости нефтепродуктов – так и не решена.
"Причин этого несколько. Первая, и самая главная – слишком слабый по отношению к доллару рубль. Если раньше отечественная валюта укреплялась по мере удорожания нефти, то сейчас властям выгодно держать рубль слабым для наполнения бюджета. Но это приводит к тому, что тонна нефти в рублевом эквиваленте становится дороже, значит, себестоимость бензина выше", — пояснил Юшков.
К прочим причинам подорожания бензина эксперт отнес рост акцизов. На налоговые сборы в литре топлива приходится 60-70%, поэтому цена реагирует на все изменения.
"Снизили акциз весной – бензин подешевел. Будет рост в 1,5 раза с января – опять подорожает. Государству и следует искать компромиссы, а не перекладывать все на нефтяников, пугая последних запретом на экспорт", — уверен он.
Конечно, и компаниям следует заняться снижением расходов и повышением эффективности. Однако общественное мнение настроено против них, чем и пользуется правительство, действуя нерыночными методами.
БЕЗ ЖЕСТКОЙ РУКИ
В свою очередь, Чередниченко отмечает, что мировая конъюнктура работает на нефтяников. При этом изменяющаяся динамика мировых цен не может оказывать влияния на себестоимость производства продукта — это лишь инструмент изменения (в последнее время — роста) доходности нефтяников.
"Жадность" производителей в потенциале — безгранична. К сожалению, в текущий момент времени "погасить" ее может лишь "жесткая рука сверху", — уверен он. Рынок, составляющими которого являются отечественный и внешние сегменты, "отрегулировал" ситуацию так, как мы ее видели в течение всего 2018 года. Поэтому сейчас разрабатываются системные меры, призванные дополнить существующий рыночный механизм для достижения баланса между внешним и внутренними рынками и приемлемого для российского рынка уровня цен на топливо.
Власти, в частности, делают ставку на развитие внутренней биржевой торговли нефтепродуктами. Однако, по мнению Юшкова, рыночная модель пока работает плохо в силу недостаточной конкуренции. Большая часть АЗС принадлежит ВИНКам, а остальные все равно покупают нефтепродукты у них.
Для сравнения, в США действуют тысячи небольших компаний по добыче, переработке и реализации нефтепродуктов на внутренних рынках, причем в каждом случае это отдельный бизнес. Крупные производители работают лишь на внешних рынках, а у нас это "одни и те же лица", что плохо для биржевой торговли, делает он вывод.