МОСКВА, 22 окт — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Независимый топливный союз (НТС) обратился с письмом (копия имеется в редакции агентства "Прайм") к министру энергетики РФ Александру Новаку с предложением использовать незадействованные мощности российских НПЗ с целью увеличения производства моторного топлива, которое будет реализовываться исключительно на внутреннем рынке страны.
Согласно расчетам аналитического центра НТС, в первом полугодии 2018 года совокупные незадействованные мощности по производству бензина и дизельного топлива 36 крупных российских НПЗ составили 21,67 млн тонн – более 3 млн т/мес. Из-за неполной загрузки производственных мощностей на российских нефтеперерабатывающих предприятиях потери по акцизным платежам в январе–июле 2018 года превысили 103 млрд руб.
Неполная загрузка НПЗ, которые, в основном, принадлежат российским вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), приводит к ограничению поставок бензина и дизельного топлива на внутренний рынок, в том числе на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). По мнению экспертов НТС, ограниченное производство моторного топлива является причиной повышения оптовых цен, что одновременно с политикой сдерживания розничных цен со стороны регулирующих органов наносит серьезный финансовый урон независимым сетям АЗС.
В результате такой политики независимые сети находятся на грани выживания, а их количество в стране достигает 60% от общего числа АЗС. В НТС полагают, что тысячи россиян могу лишиться работы, а бюджеты всех уровней потеряют значительные суммы в виде налоговых поступлений.
С целью предотвращения тяжелых последствий для российской экономики и социального недовольства, НТС предлагает создать юридическое лицо в рамках государственно-частного партнерства, которое обеспечит загрузку свободных перерабатывающих мощностей. Загрузка будет производиться нефтью, которая будет приобретаться на СПбМТСБ, а полученные нефтепродукты в обязательном порядке должны реализоваться на биржевых торгах по давальческой схеме.
Давальческая схема предполагает передачу владельцем сырья стороннему предприятию для последующей переработки, за которую производится оплата. При этом, владелец сырья сохраняет за собой право собственности как на сырье, так и на произведенную из него продукцию.
Регулирующие органы с подозрением относятся к давальческим схемам по переработке сырья, поскольку усматривают в них возможность оптимизации налогообложения и даже ухода от налогов. Однако НТС готов взять на себя ответственность и стать оператором по приобретению сырья на бирже и реализации произведенных нефтепродуктов, что должно обеспечить прозрачность всех бизнес-процессов между всеми хозяйствующими субъектами.
В НТС уверены, что предложенные меры позволят значительно увеличить поставки бензина и дизельного топлива на биржу, стабилизировать цены на моторное топливо внутри страны и увеличить поступления в федеральный бюджет.
Более того, инициатива НТС не только предотвратит резкий скачок цен на моторное топливо в связи с повышением акцизов 1 января 2019 года, но и позволит запустить торговлю нефтью на СПбМТСБ в существенных объемах, и этот энергоресурс станет полноценным биржевым товаром, цены на который будут формироваться внутри России в национальной валюте.
В настоящее время российские компании зависят от западных агентств, которые предоставляют информацию о котировках эталонного сорта – североморского Brent – в зависимости от которых определяется цена на основной российский экспортный сорт Urals.
Цена на Brent устанавливается исключительно в долларах США, поэтому расчеты за поставки российской нефти также производятся в американской валюте, несмотря на то что покупателями Urals являются в основном европейские потребители. Во время торговых войн, Brexit и антироссийских санкций цены на нефть из России в долларах не позволяют производить взаиморасчеты независимо от американских финансовых структур и негативно влияют на конкурентоспособность европейских компаний.
Прозрачное биржевое определение цен на собственную нефть в рублях могло бы стать огромным шагом на пути дедолларизации российской экономики. Это облегчит процесс ценообразования при поставках Urals за рубеж и поможет становлению российского сорта, в качестве эталона или одного из эталонов (benchmark) на нефтяном рынке Европы.
СПбМТСБ должна быть заинтересована в инициативе НТС, которая значительно увеличит объемы биржевых торгов. Кроме того, это может повысить ликвидность фьючерсного контракта на поставку Urals, если он будет номинирован в рублях, а не в долларах, как в настоящее время.
Успех инициативы НТС возможен только при поддержке со стороны государственных органов, как это было в случае с природным газом. Государственные структуры, такие как Федеральная антимонопольная служба (ФАС), "убедили" производителей газа – прежде всего "Газпром" – продавать часть добываемых объемов на бирже.
Для торговли нефтью на бирже необходимы значительные свободные объемы – по данным НТС, более 3 млн т/мес. Такое количество сырья обеспечить без ВИНК не представляется возможным. Но захотят ли ВИНК продавать свою нефть сторонней организации, которую потом будут перерабатывать на их же НПЗ, а затем продавать на бирже нефтепродукты, конкурируя со сбытовыми структурами крупных компаний на внутреннем рынке. Кроме того, ВИНК не заинтересованы в сокращении экспорта нефти, который в результате налогового маневра становится более экономически привлекательными по сравнению с нефтепереработкой.
Для организации биржевых торгов нефтью необходимо принять соответствующие решения на законодательном уровне, а затем обеспечить контроль их исполнения. Это невозможно сделать без помощи правительства и содействия со стороны регулирующих органов.