МОСКВА, 12 фев — ПРАЙМ, Галина Цыганова. Беспилотники постепенно осваивают не только небо и автомобильные дороги, но в скором будущем начнут бороздить и бескрайние просторы океанов, уверен вице-президент по техническому развитию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Дмитрий Колодяжный. Смогут ли роботы заменить экипажи, почему будущее судостроения – за трансформерами, и как с помощью композитных материалов повысить непотопляемость судна, Колодяжный рассказал в интервью агентству "Прайм". Беседа состоялась в преддверии Российского инвестиционного форума в Сочи, на котором большое внимание будет уделено технологическому лидерству и развитию новых технологий.
- Дмитрий Юрьевич, смогут ли роботы и роботизированные системы заменить капитана судна?
— Уверен, что со временем смогут. Если мы посмотрим на общие тренды развития авиации, автомобильной техники и многих других отраслей, то увидим, что тенденция на сокращение персонала и даже полное "обеспилочивание" едина для всех. Судостроение здесь не является исключением. Уже сейчас мы в принципе готовы к созданию судов-беспилотников.
При этом все наши проекты делятся на две большие группы – малоэкипажное (МЭС) и безэкипажное судовождение (БЭС). Мы уже сейчас предлагаем при заказе серии судов в качестве пробы взять одно из них с функциями малоэкипажности, чтобы "пощупать", как это работает. Что же касается проектов, которые будут законтрактованы ОСК в 2019-2020 году, то они должны получить подобные решения в качестве стандартной опции.
Но если внедрение МЭС – это краткосрочная перспектива, то по БЭС есть вопросы. Причем, не столько к технике, сколько к нормативной базе. Полная безэкипажность, безусловно, возможна, за ней будущее, но широкое применение подобных систем требует определенных бюрократических процедур: согласования новых регламентов, выработки правил поведения беспилотников на воде и так далее.
- Своеобразные правила дорожного движения для судов?
— По сути да, и такие правила уже сейчас обсуждаются на уровне ряда министерств, мы тоже участвуем в этом процессе. Например, что делать системе, если она увидела в радиусе своего движения человека в воде или другое судно? Как обходить, на какой дистанции, следует ли остановиться или предпринять что-то еще? Потом, правила причаливания, отчаливания, все взаимодействия с портовыми службами, правила маневрирования в акваториях портов, взаимодействия с экипажными и другими безэкипажными судами, правила, связанные с погрузкой, перегрузкой, взаимодействия с механизмами и людьми… Сейчас такие вопросы прорабатывают не только в судостроении.
- То есть безэкипажная система должна уметь, скажем, общаться, считывать информацию с ряда объектов…
— А также анализировать происходящее на судне. БЭС позволяет принимать решения в сложных, нестандартных ситуациях, в нее заложены сценарии поведения, которые позволяют избежать как внешних аварийных ситуаций, так и технических поломок или выхода судна в нестационарные режимы. То есть система сама определяет, что нужно сделать, в случае если, например, пошла вибрация, зафиксирован удар, начала меняться температура отдельных агрегатов.
Мы в структуре ОСК создали компанию-интегратор – "ОСК-Технологии", которая занимается сращиванием разрозненных автоматизированных систем, как судовых, так и корабельных в единый работоспособный комплекс. На производство всего и сразу мы не претендуем, стараемся во всем следовать принципу make or buy – думаем, что выгоднее по номенклатуре делать самим, а что покупать. Большое количество систем действительно покупаем.
- БЭС – предел мечтаний, или есть наработки, ориентированные на еще более далекое будущее?
— Трансформеры. На мой взгляд, следующий после БЭС вектор развития транспортных решений будет лежать в сфере доступности и возможности работы с другими видами транспорта. Когда модули судна в автоматическом или полуавтоматическом режиме могут перегружаться на ж/д, авто или авиаплатформу. Такой межвидовой модульности уже удалось достичь, например, с грузовыми контейнерами. Дальнейшие решения будут идти в этом же направлении, получая дополнительные возможности с учетом последних достижений науки и техники.
- А что будет с кадрами? Морские профессии уйдут в прошлое?
— Если на борту нет людей, это не значит, что люди не управляют судами с берега. У БЭС, конечно, есть «центр управления полетами», включающий три больших блока. Первый – само судно, оборудованное различными "умными" системами. Второй — причальная инфраструктура, снабженная всем необходимым для взаимодействия с судном и дающая возможность производить безэкипажную швартовку и отчаливание. Так что морские профессии не уйдут, а трансформируются.
- А судостроителей технологии потеснят?
— Автоматизировать процессы возможно, но не на 100%. Опять же, думаю, в судостроении на смену старым специальностям придут новые. При этом мы чувствуем дефицит специальностей смешанной направленности. Нам нужны технари с пониманием экономики. Работаем над решением этого вопроса с Минобрнауки, ждем, что в технических вузах будет усилен блок экономики.
- ОСК тестировала 3D-принтеры для печати деталей судна из титана. Реально ли, что в будущем суда будут искусственно "выращивать"?
— Мы заканчиваем создание двух установок с разными размерами рабочей зоны, возможностью работать в среде инертных газов, то есть способных выращивать детали из титанового порошка. Помимо прочего, они позволят и восстанавливать детали, которые раньше просто сдали бы в металлолом.
В прошлом году также была создана установка, способная сваривать между собой листы металла толщиной 16 миллиметров со скоростью 84-85 метров в час. Это в десятки раз выше производительности ручного труда!
Также мы создаем с компанией ТСЗП проект универсального мобильного ремонтного модуля, интегрированного в стандартный морской контейнер, который позволит производить детали, наносить металлизированные покрытия — сейчас идет их сертификация, — либо прямо на борту корабля, либо в месте его базирования. Не придется ждать поставки дефицитной детали, иметь огромные склады, на судне тоже место высвободится. Засыпал необходимый порошок, загрузил математическую модель, нажал "старт" и начал работать. Всё!
- Давайте поговорим о новейших материалах. Насколько с их помощью можно снизить собственный вес судна, чтобы заменить его грузом?
— Интересное решение – композиты в виде сотовых конструкций. Они позволяют в разы повысить непотопляемость судна — огромное количество ячеек с воздухом внутри обеспечивают колоссальную плавучесть. Сейчас отрабатываем возможность их применения.
Из композитов сегодня можно полностью собрать судно, заменить ими металл, дерево. В перспективе в рамках диверсификации рассматриваем полный переход на композитные материалы при строительстве судов небольшого водоизмещения. Если говорить о судах большей размерности, например сухогрузах, здесь пока мы активно проектируем из композитов как отдельные узлы (крышки, люки и т.п.), так и целые блоки, например, надстройку. За счет этого легко добавляются дополнительные 100-120 тонн груза, которые судно сможет взять на борт.
Не сомневаюсь, что будущее судостроения за конструкциями со спецсвойствами, облегчёнными, обладающими высокой экологичностью.
- В строящихся на "Красном Сормово" и "Лотосе" круизных лайнерах тоже будете применять композиты?
— В элементах отделки — да. Но что касается круизных судов, мы планируем прибегнуть либо к технологии комплексных модульных помещений, либо к созданию "конструкторов" для сборки помещений там, где по технологическим ограничениям нельзя установить готовую каюту, к "технологии ИКЕА", как я ее называю. Есть мысль изменить философию сборки самих помещений — не из отдельных панелей "лобзиком выпиливать" и подгонять, а в отдельном цеху составить "набор для сборки" помещения, дальше привезти на место и просто собрать.
Если брать новые материалы, о которых мы уже говорили, из них вообще можно делать производство модульных кают, санузлов, санитарных зон — как в домостроении, где панельные дома собирают из готовых элементов — путем стыковки и фиксации. Это позволит лайнеры высотой в 20-этажный дом собирать за вполне адекватный срок.
В нашем создаваемом подразделении "ОСК-Интерьер" мы будем не только собирать мебель, но и делать интерьерные дизайн-проекты, прорабатывать зашивку лестниц, обустройство ресторанов, коридоров. Плюс рассматривается целый ряд решений по модульности. В этой части активно занимаемся стандартизацией, чтобы развивать проект кооперационного строительства.
Если все процессы будут стандарты и однотипны, при выполнении крупных серий, будь то 40 сухогрузов или 10 траулеров, всегда можно будет разделить задания, изготовив суда по модулям, скажем, на двух предприятиях, а собрать воедино на третьем. Это нивелирует "рваные" загрузки верфей.
- Ранее говорилось, что ОСК разрабатывает 17 проектов подводных роботов. Что это за проекты, на какой они стадии?
— На самом деле таких проектов гораздо больше. Причем, это как военные роботы или беспилотные аппараты, так и те, что предназначены для выполнения чисто гражданских целей. Например, робот-осмотрщик подводных металлоконструкций буровой платформы. КБ "Рубин" в рамках программы диверсификации работает над разработкой роботов в сфере добычи полезных ископаемых – для сканирования, геологоразведки, транспортировки образцов, бурения и добычи в промышленных масштабах.
Реализуются серьезные программы в области научно-исследовательских работ. Это необитаемые безэкипажные суда малой размерности в 2-4 метра, которые исполняют роль автономного научно-исследовательского модуля, например, запускаются с большого научно-исследовательского судна и осуществляют сбор информации, затем возвращаются на материнское судно для ее передачи или курсируют в заданной зоне, передавая ее по радиоканалу. Есть проекты гражданских подводных аппаратов, которые могут оснащаться манипуляторами, георадарами, оборудованием для забора проб воды, грунта, аппараты с функциями видео и фотофиксации для обследования корпуса судна. Сейчас беспилотные аппараты в большинстве имеют модульную конструкцию, которая позволяет «настраивать» их на выполнение целого ряда разнотипных задач.
- А глайдеры?
— Глайдеры – это очень интересная тема, но, думаю, в перспективе. Уже есть проект "Корабелки", который мы внимательно изучаем. Есть и собственные наработки.