Добавлены подробности (4-7 абзацы)
МИНСК, 26 сен /ПРАЙМ/. Белоруссия прорабатывает варианты поставки нефти с других рынков, кроме российского, но эта тема не является "рычагом давления" на РФ, заявил в четверг в Минске президент республики Александр Лукашенко.
Как передает агентство Белта, на встрече с представителями украинских СМИ Лукашенко упомянул о налоговом маневре в нефтяной сфере России, отметив, что Белоруссия в результате этого вынуждена, в том числе, искать альтернативные варианты поставок.
"Это не рычаги давления. Это поиск альтернативы", — подчеркнул белорусский лидер.
Лукашенко отметил, что Белоруссия, конечно, зависима от России в плане поставок сырья и углеводородов. "Но сегодня это не катастрофа. Налоговый маневр подкинули нам. Когда-то мы получали от переработки российской нефти, покупали у них нефть без таможни: у нас таможенный союз, свободная торговля. Но они настояли, чтобы мы, продавая нефтепродукты Украине и другим, часть денег им отдавали. Потом увидели, что это много (остается в распоряжении Беларуси — ред.), ввели этот налоговый маневр", — сказал президент. Он пояснил, что в результате российская нефть подорожала для Белоруссии.
"Это значит, что наши два нефтеперерабатывающих завода оказались в невыгодном положении по сравнению с их заводами. Более того, сейчас дошли до того, что НДПИ забрали, сейчас возвращают НПЗ (российским — ред.). Нашим заводам не возвращают", — добавил Лукашенко. По его словам, Белоруссию подводят к мировой цене на нефть.
"На что я публично в Питере в последний раз сказал: "Раз так, тогда мы вынуждены будем закупать с рынка нефть", — подчеркнул глава государства. При этом он утвеждает, что "российская нефть марки Urals — не самого высоко качества на мировом рынке".
Один из спорных вопросов для Минска и Москвы — налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Дополнительные издержки у Белоруссии возникают из-за ожидаемого увеличения цены на российскую нефть и снижения экспортных пошлин на нефтепродукты. Минск оценивал свои потери суммарно за шесть лет в сумму до 11 миллиардов долларов, а в 2019 году — в 400 миллионов долларов (при цене нефти в 70 долларов за баррель).