МОСКВА, 27 дек — ПРАЙМ. Оборот теневого рынка продажи алкоголя в интернете в 2019 году достиг 2,5 миллиарда рублей, увеличившись на 19% в годовом выражении, говорится в сообщении международной компании, специализирующейся на предотвращении кибератак, Group-IB.
"Оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя по итогам 2019 года составил порядка 2,5 миллиарда рублей против 2,1 миллиарда рублей годом ранее (19%). В 2019 году значительно вырос и потребительский спрос — количество поисковых запросов по фразе "купить алкоголь" в этом году по сравнению с прошлым годом в поисковиках увеличилось на 34,6%. Как правило, пики подобных запросов приходятся на предпраздничные и праздничные дни — Новый год, Рождество, майские праздники, 8 марта и т.д.", — говорится в релизе.
В целом, специалисты Group-IB Brand Protection в 2019 году обнаружили около 2,5 тысячи сайтов, аккаунтов и групп в соцсетях, торгующих алкогольной продукцией в интернете (в 2018 году их было больше — около 4 тысяч). Сетка самого масштабного алкогольного онлайн-магазина, которую удалось обнаружить в ходе исследования, насчитывала 94 связанных домена. Такое количество ресурсов необходимо, чтобы продавцы алкоголя в случае блокировки одного их сайта могли оперативно "переезжать" на другой.
Продолжившиеся в 2019 году массовые блокировки со стороны Роскомнадзора ресурсов с дистанционной продажей алкоголя привели, с одной стороны, к сокращению количества сайтов, а с другой — к внедрению новых форматов торговли и "миграции" алкоторговцев в мессенджеры. Эксперты обнаружили около 30 крупных алко-каналов в Telegram, число их подписчиков насчитывает около 20-50 тысяч человек. Традиционно широко представлен нелегальный бизнес и в Instagram — как минимум 50 Insta-магазинов предлагают алкоголь с доставкой по оптовым или сниженным ценам.
Средняя посещаемость сайта, реализующего алкоголь с доставкой, составляет 200 пользователей в сутки, или 6 тысяч человек в месяц. При минимальной конверсии (1%) и средней стоимости одной покупки в 1390 рублей, 2430 онлайн-магазинов зарабатывают от 202,7 миллиона рублей в месяц. Эксперты также зафиксировали около 70 ресурсов, которые реализуют дубликаты известных марок алкогольной продукции. Посещаемость сайтов с подделками в среднем составляет 160 посетителей в день, или 4230 в месяц. Средний чек на подобном ресурсе — 492 рубля. "При той же конверсии в 1% доход продавцов дубликатов алкоголя составляет 1,7 миллиона рублей ежемесячно; 20,4 миллиона рублей ежегодно", — показало исследование.
"В уходящем году оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя снова вырос, хотя темпы роста замедляются, и число нелегальных алкосетей в результате блокировки уменьшилось. Поскольку спрос со стороны покупателей не снижается, "алкогольные короли" ищут новые форматы подпольной торговли и активно развивают проверенные времени каналы незаконной реализации — мессенджеры и соцсети", — прокомментировал руководитель департамента инновационной защиты интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин.