СИДНЕЙ, 3 мар — Dow Jones. Угроза того, что распространение коронавируса ввергнет экономику Австралии в рецессию, заставила министра финансов Джоша Фрайденберга и управляющий центрального банка страны Филипа Лоу объединить усилия.
Условия для этого созрели, так как риск первой почти за 30 лет рецессии в Австралии выглядит все более реальным на фоне распространения вируса во многих странах и резкого замедления экономики Китая.
Министр и управляющий центрального банка некоторое время не соглашались по вопросу о том, что нужно экономике. В 2019 году РБА трижды понижал процентные ставки в условиях охлаждения роста, а правительство упрямо придерживалось обещания свести бюджет в заканчивающемся 30 июня финансового году с профицитом.
Лоу публично призвал правительство оказать экономике налогово-бюджетную поддержку. Его призывы до сих пор оставались без ответа, но теперь обстоятельства изменились.
Во вторник РБА понизил ключевую процентную ставку до рекордного минимума 0,50%, реагируя на спровоцированную эпидемией распродажу на мировых фондовых рынках, а также на фоне информации о дальнейшем распространении вируса в США, Италии, Южной Корее, Иране и других странах.
Понижение ставки РБА стало первым шагом, сделанным в ногу с правительством, чтобы успокоить рынки и усилить поддержку понесшей тяжелый урон австралийской экономики.
Замедление роста экономики Китая особенно сильно отражается на Австралии, так как более трети австралийского экспорта идет в Китай.
После понижения ставки во вторник настало время правительству внести свой вклад и начать налогово-бюджетное стимулирование в достаточных размерах, чтобы обеспечить защиту страны от усугубляющегося кризиса.
У правительства есть больший набор налогово-бюджетных средств, более или менее масштабных, и сейчас внимание приковано к Фрайденбергу, который, как ожидается, в конце следующей неделе раскроет детали стимулирования.
Масштаб налогово-бюджетного пакета правительства в значительной степени повлияет на решение РБА о том, понижать ли ставки в апреле.
Руководители центрального банка надеются, что им не придется еще больше смягчать политику, так как у них осталось в запасе всего одно понижение ставки, после чего пришлось бы применять нетрадиционные меры.
Правительство и РБА не хотят прибегать к количественному смягчению и работают над тем, чтобы его избежать.
В РБА не ждут большого вливания наличности, но считают, что пакет налогово-бюджетного стимулирования будет достаточно велик, чтобы изменить ситуацию.
Фрайденберг почти наверняка объявит о том, что вожделенный профицит бюджета испарился под влиянием лесных пожаров и коронавируса.
Ему будет трудно смириться с этим, но он может найти некоторое утешения в том, что своевременная налогово-бюджетная поддержка вполне может отодвинуть экономику от грани рецессии.
После запоздалой первоначальной реакции на опустошительные лесные пожары доверие общества к правительству пошатнулось, и теперь оно не может позволить себе опоздать с ответом на чрезвычайное положение в экономике.
Экономисты уже ожидают сокращения ВВП в 1-м квартале из-за коронавируса. Если же его воздействие не угаснет в ближайшие месяцы, то ситуация во 2-м квартале может стать еще хуже.
В экономическом блоке властей страны осталось мало свидетелей последней рецессии, наблюдавшейся в Австралии в начале 1990-х годов. К счастью, два из них занимают высшие посты в РБА – это Лоу и его заместитель Ги Дебелль.
При рецессиях обычно страдает малый бизнес и растет безработица. Ничего приятного нет и в крушениях корпораций, и растущих очередях людей, не могущих долгое время найти работу. Поэтому хорошо, что правительство и РБА теперь "идут четко в ногу", как выразился премьер-министр Скотт Моррисон.
В дальнейшем РБА и правительство будут говорить о совместной работе в "эти полные неопределенности времена", подчеркивая, что сильный государственный бюджет позволяет действовать энергично.
Фрайденберг сосредоточится на темах занятости, денежных потоков и инвестиций, что должно добавить уверенности Лоу.
Для Австралии хорошо, что правительство и центральный банк объединили усилия, потому что это означает, что они создадут самую сильную линию обороны от экономических рисков.
— Автор James Glynn, james.glynn@wsj.com; перевод ПРАЙМ, +7 (495) 645-37-00, dowjonesteam@1prime.biz
Dow Jones Newswires, ПРАЙМ