МОСКВА, 11 ноя – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Ужесточение санкций к "Северному потоку 2" со стороны США не является "холодным душем" – у партнеров по проекту было время подготовиться к ним. С другой стороны, приход к власти в США нового президента ставит вопрос о введении дополнительных жестких санкций, вплоть до их "адского" варианта.
Представители нижней палаты Конгресса США и сената договорились о включении поправки о новых санкциях по "Северному потоку 2" в законопроект о бюджете на 2021 финансовый год. Как пишет Bloomberg, уже действующие меры должны касаться всех страховых и сертификационных компаний, которые сотрудничают с российскими судами, занятыми в строительстве трубопровода.
Ранее немецкие власти возмущались против предложенного варианта ограничений, опасаясь, что они коснутся компаний ФРГ. Сейчас в США подчеркивают, что санкции не затронут Германию и официальных лиц этой страны, однако про бизнес речь не идет.
СДАТЬ ТРУБУ В СРОК
По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, на сроках и темпах завершения строительства трубопровода реализация данных санкций скажется мало. "Прежде всего, они ограничат доступ к страхованию, однако схемы обхода известны. К примеру, можно выделить отдельную компанию для этого в России", — рассуждает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Тем более сам порядок работы санкционной системы предполагает, что при желании эти ограничения можно обойти со стороны самих же Соединенных Штатов. За их исполнением де-факто следит подразделение минфина США, которое разъясняет порядок применения в каждом конкретном случае. Если президент решит дать кому-либо поблажку и заручится поддержкой Конгресса, он может действовать через минфин или Госдеп, так что многое будет зависеть от того, кто встанет во главе этих структур.
"Я убежден, что санкции, о которых было известно более года назад, уже обсуждались оператором "Северного потока 2" с точки зрения поисков обходных путей. Они не являются "холодным душем" и суперсенсацией. С сертификацией сложнее, чем со страхованием, поскольку ее должна выполнять международная структура, но и она с большой долей вероятности найдется", — уверен гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.
Он напомнил, что Германия далеко не всегда стремится реализовывать все, к чему ее подталкивают США. Так, она пообещала построить СПГ-терминал, но на прошлой неделе заявила, что оператор не может собрать заявки, тем самым, фактически отказавшись от проекта. "Экономическая выгода превалирует, и бежать и прятаться под одеяло по указке из Вашингтона никто не собирается", — подчеркнул эксперт.
Он предположил, что ситуация с компанией Allseas, которая из-за санкций США в конце прошлого года свернула работы по укладке трубопровода, сейчас вряд ли повторится. Allseas имеет уникальный опыт, и найти ей замену сложно, а страхование и даже сертификация – гораздо более конкурентная история. "Существенных задержек быть не должно, и ограничения, наложенные США, не изменят расклад сил, поэтому я по-прежнему считают, что достроить "Северный поток 2" до конца 2021 года вполне реально", — сказал он.
ГАЗ ОДИН, А ТРУБЫ РАЗНЫЕ
Однако построить трубопровод мало – нужно еще использовать его, чтобы компенсировать расходы и получить прибыль. И тут возникают опасения – а не придумают ли США впоследствии санкции, которые прямо или косвенно ограничат продажу российского газа в Европу?
По мнению Симонова, это маловероятно. Трамп, вопреки мнению многих, вовсе не является большим другом России – именно он ввел целый ряд санкций по трубопроводным проектам. Потенциальному новому президенту США Джо Байдену почти ничего не остается, разве что расширять эти санкции.
"Конечно, можно дорасширяться до того, что накладывать санкции на всех, кто хоть как-то взаимодействует с участниками "Северного потока-2", но это уже пахнет экономической войной против Европы, прежде всего, Германии. То же касается полного запрета на покупку российского газа – это лишит европейцев трети рынка без возможности найти замену. Вряд ли Байден дойдет до этого, ведь он декларирует намерение налаживать отношения с ЕС на равных", — считает эксперт.
Ввести ограничения только на поставки по "Северному потоку 2" также нелогично. Если ограничения по объемам российского газа для Европы связаны с диверсификацией и поиском рынков сбыта для американского СПГ, то как объяснить, что получать один и тот же газ через Украину можно, а через Балтику нельзя? Получается, что в одной трубе он правильный, а в другой нет.
ПРИЗРАК "АДСКИХ" САНКЦИЙ
С другой стороны, в Германии многие выразили надежду, что в случае прихода к власти Байдена вопрос с санкциями против проекта будет снят с повестки. По мнению экспертов, это возможно, но лишь отчасти.
"Трамп поддерживает производителей энергоносителей, Байден – "зеленую энергетику". Поэтому с большой долей вероятности последний не будет сильно давить на российские трубопроводные проекты. Тем более бюджет утверждается с согласия партий, и в краткосрочной перспективе на него распространится инерция Трампа", — полагает Абзалов.
С другой стороны, велик шанс, что Байден будет давить на углеводородную энергетику в целом – ходят слухи, что он введет так называемый налог на углеводороды, в том числе, на их импорт, что в перспективе может стать проблемой и для российских поставок в Европу.
Вопрос о введении "адских" санкций или их аналога в отношении России остается открытым. Байден не раз говорил, что собирается вводить санкции к РФ, но практика показывает, что речи кандидата в период избирательной компании и его действия в статусе президента – две большие разницы.
"Адские" санкции могут подразумевать все что угодно, вплоть до отказа для России по платежным системам. Но из наиболее вероятных ограничений самыми опасными для нас могут быть санкции по госдолгу и госбанкам", — указал эксперт. Он напомнил, что Байдена поддерживает Уолл-Стрит, в правительстве ожидается мало левых, поэтому вряд ли стоит ждать жестких движений в отношении финансовой системы и рынков РФ. Скорее всего, по секторальным санкциям вообще возможен перерыв.
При этом весьма вероятны ограничения в отношении наших парламентских выборов, поскольку демократы в меньшей степени, нежели республиканцы, склонны их признавать. В перспективе возможны проблемы из-за Белоруссии и прав человека – это традиционная риторика демократов. Но тут речь пойдет преимущественно о персональных санкциях. С другой стороны, если легитимность нынешних выборов будет подорвана многочисленными судами, а республиканцы сохранят большинство в сенате, Байдену придется заигрывать с последними, а, значит, делать более жесткие заявления по Москве. Тогда и "адские" санкции могут обрести реальное воплощение.