По предварительным данным Минфина, дефицит бюджета за 10М составил 1,8 трлн руб., и, судя по всему, темпы исполнения расходов бюджета запаздывают. С учетом факта за 10М, если применить обычную сезонность, годовой объем расходов должен был бы составить 22,1 трлн руб. (дефицит 3,3 трлн руб.), однако
запланированный объем бюджетных трат больше (23,7 трлн руб. при дефиците в 4,3 трлн руб.). Соответственно, если план останется актуален, то в декабре расходы должны ускориться еще сильнее, чем
обычно. Пока что бюджетная роспись исполнена на 71,4%. Основной «аутсайдер» по степени исполнения – национальная экономика (57,9%), тогда как социальные расходы и межбюджетные трансферты (т.е. фактически меры по поддержке в первую волну коронакризиса) исполнены почти полностью (85-90%).
Непосредственно в октябре дефицит бюджета с исключением сезонности сократился почти в два раза (189 млрд руб. против 387 млрд руб. в сентябре). Такая динамика обусловлена, с одной стороны, улучшением ситуации с доходами бюджета (они выросли сразу на 23% м./м. с исключением сезонности), а с другой – очень умеренным
ростом расходов (7,8% м./м. с исключением сезонности).
На ситуацию с доходами, в первую очередь, оказала влияние ненефтегазовая часть: в то время как НДПИ и пошлина на нефть в сумме сократились из-за снижения цен на нефть (-7% м./м.), ненефтегазовые доходы «выстрелили» сразу на 54% м./м. Это необычная ситуация, последний раз они столь существенно выросли
(+70% м./м.) вследствие перечисления доходов от сделки по Сбербанку в апреле этого года. Сейчас же рост произошел не за счет каких-то иных разовых источников, а вследствие улучшения поступлений по ключевым налогам. Так, внутренний НДС увеличился сразу на 60% м./м., что обеспечило большую часть роста доходов в октябре. Как мы уже не раз отмечали, хотя этот налог является прокси на состояние экономической активности, это верно лишь на более длительных горизонтах. Видимо, часть выплат по налогу была учтена не сразу, и его
слабая динамика прошлых месяцев сейчас компенсируется октябрьскими поступлениями. Если за 9М просадка была на уровне 5% г./г., то по итогам 10М фактически сократилась до нуля (-0,7% г./г.). Из-за подобных особенностей учета в системе госфинансов иногда преждевременно делать выводы об экономической активности на основе только месячной динамики налогов.
Дефицит по-прежнему практически полностью закрывается заимствованиями ОФЗ (3,74 трлн руб. за 10М). Значительная часть полученных от заимствований средств пока оседает на счетах Минфина (~1,8 трлн руб.), т.к. сложившийся к настоящему моменту дефицит бюджета еще не достиг своих финальных значений.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.