МОСКВА, 23 дек — ПРАЙМ. Российский финансовый рынок в разгар пандемии COVID-19 вернул себе позабытый вкус к первичным размещениям: в 2020 году состоялось сразу несколько успешных IPO, притом что в предыдущие годы, если и звучало это сладкое слово из трех латинских букв — то только в контексте планов, а никак не реализованных сделок.
"Инвестиции в рынок акций всегда несут некий риск, и в короткой перспективе цена может варьироваться, но, с нашей точки зрения, IPO 2020 года уже создали тренд и сигнализировали рынку о том, что данный инструмент работает и может, и должен использоваться корпоративным сектором", — пояснил РИА Новости старший вице-президент Сбербанка Андрей Шеметов.
ПЕРВЫЙ ВЫХОД
"Совкомфлот" входит в число так называемых covid winners — это новый термин, который обозначает компании, получившие выгоду от пандемии коронавируса. На фоне обрушения спроса на энергоносители в первом полугодии 2020 года, очень сильно возросли ставки на фрахт, в танкерах стали не только возить нефть, но и хранить ее, что позволило компании неплохо заработать.
Характерной особенностью сделки стало активное участие в нем розничных инвесторов, общее число которых на Московской бирже в этом году превысило 8 миллионов. Организаторы размещения отмечали, что на долю розницы пришлось около 15% спроса: розничные инвесторы приобрели акции "Совкомфлота" в рамках IPO примерно на 6 миллиардов рублей.
Всего компания разместила акции на 42,9 миллиарда рублей по 105 рублей за штуку, то есть по нижней цене первоначального ориентира, и с момента начала торгов котировки бумаг так и не поднимались выше цены размещения. Тем не менее, сам факт проведения этого IPO после длительного отсутствия первичных размещений в России дал сигнал старта для последующих выходов.
ЛЕД ТРОНУЛСЯ
Следом за IPO "Совкомфлота" состоялось вторичное размещение акций "Аэрофлота" на 80 миллиардов рублей, из которых акции на 30 миллиардов приобрели рыночные инвесторы, остальное – выкупило государство в качестве меры поддержки компании.
Чуть позже девелоперская группа компаний "Самолет" в рамках IPO на Московской бирже разместила акции по цене 950 рублей за бумагу – на общую сумму 2,9 миллиарда рублей. Что примечательно, около 70% спроса в данном случае было от розничных инвесторов, 30% — от институциональных.
Вишенкой на торте завершающегося 2020 года стало очень успешное IPO российского маркетплейса Ozon одновременно на Nasdaq и Московской бирже. Сделка сопровождалась высоким спросом как со стороны институциональных, так и частных инвесторов.
В результате объем и цена размещения были повышены уже на этапе сбора заявок инвесторов. Компания в рамках IPO и частного размещения выпустила 42,45 миллиона новых обыкновенных акций по цене 30 долларов за бумагу, а чистый объем привлеченных средств составил 1,2 миллиарда долларов. Акции в первый день торгов после IPO росли в цене на 30-40%.
Эксперты уверены, что успех этого последнего размещения воодушевит многие другие компании из самых разных секторов на проведение IPO в будущем. В первую очередь, это касается, конечно, онлайн-компаний, поскольку данный сектор сейчас крайне популярен у инвесторов.