МОСКВА, 14 мар — ПРАЙМ. Налоговые органы РФ с 17 марта получат расширенный доступ к банковской тайне. Банки должны будут в течение трех дней со дня получения запроса предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и заявления на его закрытие, а также копии карточек с образцами подписей и оттиска печатей.
Кроме того, кредитные организации должны будут предоставлять информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах, представителях клиента, а также выгодоприобретателях, включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период.
Перечень информации, получаемой налоговыми органами от банков и составляющей банковскую тайну о физлицах, индивидуальных предпринимателях и организациях, расширился, отметила старший аналитик банковских рейтингов НРА Надежда Караваева. Она напомнила, что ранее налоговые органы могли получать данные о счетах и вкладах банковских клиентов только в рамках налоговых проверок. Нововведение дает право запрашивать информацию и вне проверок.
Целью новации является повышение контроля за денежными потоками граждан и предприятий — не только об их доходах, но и о расходах, что позволит сделать выводы об объеме возможных не декларируемых доходов. "Часть денежных потоков экономики находится в "серой" зоне, а налоговые органы стремятся заставить участников "серого" сектора платить налоги, тем самым пополняя бюджет", — пояснила Караваева.
Нововведение вряд ли вызовет заметный уход банковских клиентов от безналичных расчетов, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
"Для недобросовестных налогоплательщиков такая новость едва ли является позитивной, но говорить о том, что интенсификация обмена клиентскими данными в заметной степени негативно скажется на готовности массового клиента нести деньги в банки, я бы не стал", — отметил старший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Владимир Тетерин.
Старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов не ждет и существенного перетока юрлиц в наличные расчеты.