МОСКВА, 25 ноя — ПРАЙМ. Энергетический переход мировой экономики приведет к снижению выручки, росту операционных и капитальных затрат, а также увеличению стоимости заемного капитала для российских "грязных" компаний — за покрытием дефицита средств им придется обращаться к банкам, что создаст дополнительные риски для финансового сектора, говорится в обзоре ЦБ финансовой стабильности.
"Энергопереход влияет на российский корпоративный сектор через следующие каналы: снижение выручки, рост операционных и капитальных затрат, рост стоимости заемного капитала. Все эти факторы приводят к снижению операционной прибыли, повышению объема совокупного долга и процентных расходов. Итогом может стать рост долговой нагрузки российского корпоративного сектора", — пишет ЦБ.
Регулятор отметил, что уже сейчас международные инвесторы сокращают вложения в углеродоемкие проекты и в дальнейшем российские "грязные" юрлица могут столкнуться со сложностями получения финансирования у зарубежных инвесторов.
"Компаниям придется обратиться за покрытием дефицита средств для капиталовложений на внутренний финансовый рынок. Это повысит концентрацию долговой нагрузки "коричневых" компаний в финансовой системе страны и может создать дополнительные риски для российского рынка", — заключил ЦБ.
Наиболее амбициозными в трансформации по переходу к углеродной нейтральности среди российских углеродоемких отраслей являются нефтегазовая, металлургическая и нефтехимическая, при этом самые крупные вложения делают металлургия и нефтехимия, говорится в обзоре ЦБ.
"По оценкам Банка России, наибольшей долей вложений в экологию относительно выручки характеризуются представители металлургической и химической/нефтехимической отраслей, у которых эти показатели составляют 1,78 и 2,18% соответственно", — пояснил регулятор. Доля затрат на экологию в выручке российских юрлиц в нефтегазовой отрасли составляет 0,9%, энергетики — 0,33%, транспорта — 0,15%.
ЦБ также проанализировал стратегии компаний по переходу к углеродной нейтральности. Наиболее амбициозными регулятор назвал нефтегазовую, металлургическую, химическую и нефтехимическую отрасли, где большинство компаний имеют реальные стратегии по декарбонизации и переходу на возобновляемые источники энергии.
"Поскольку на эти отрасли приходится наибольшее количество выбросов парниковых газов, они стараются следовать международным стандартам раскрытия информации и имеют ESG-рейтинги в нескольких иностранных агентствах", — пояснил регулятор.
Наименее амбициозными ЦБ считает энергетическую и транспортную отрасли, в которых компании только начинают определять для себя подходы к климатическим рискам, а также угольную промышленность, где наблюдается наименьшее количество инициатив в сфере экологии.
"Российские компании, деятельность которых сопровождается нанесением ущерба окружающей среде, уже начали предпринимать меры по внедрению принципов устойчивого развития в свою деятельность, однако степень их интеграции в мировую климатическую повестку остается достаточно низкой: только некоторые крупнейшие представители углеродоемких секторов экономики имеют проработанную стратегию по снижению воздействия на окружающую среду с количественными целями на среднесрочную и долгосрочную перспективу", — подытожил ЦБ.