МОСКВА, 23 дек — ПРАЙМ. Основной риск, с которым центральные банки сталкиваются сегодня, заключается в том, чтобы не увести развитые экономики в состояние стагфляции, когда высокая инфляция сочетается с низкими темпами роста, пояснил агентству "Прайм" завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.
По его словам, меры по ускорению сворачивания количественных смягчений, объявленные в середине декабря ФРС и ЕЦБ, не означают начала решительной борьбы с инфляцией. Речь идет лишь об ускорении сворачивания покупок центральными банками государственных и квази-государственных ценных бумаг при сохранении на балансах центральных банков ранее приобретенных активов. Параллельно идет наращивание бюджетных расходов на финансирование инфраструктуры и другие цели.
"При этом все больше свидетельств того, что даже в условиях сверхнизких процентных ставок и высоких государственных расходов в мире уже началось замедление экономического роста, что что связано с высокими ценами на энергоносители, сбоями в цепочках добавленной стоимости, слабой инвестиционной активностью, опасениями по поводу новой волны локдаунов, повышением рисков локальных геополитических конфликтов", — считает Абрамов. Не случайно, по его мнению, финансовые рынки так противоречиво отреагировали на сообщения ФРС, объявленные 15 декабря: к концу дня тогда фондовые индексы выросли, поскольку центральный банк не стал повышать ставки, а на следующий день – упали на волне опасений по поводу замедления экономического роста.
"В марте-апреле следующего года, когда предполагается прекращение скупок активов за счет количественных смягчений, и наступит момент принятия решений о процентных ставках, центральным банкам США и EC придется выбирать между высокой инфляцией и низкими темпами экономического роста", — убежден эксперт. В этом случае, по его словам, привычные меры денежно-кредитной политики по повышению процентных ставок могут оказаться недостаточными, чтобы сдержать инфляцию без ущерба существенного замедления экономического роста.
"Возможно, повышая ставки, придется жертвовать и без того медленным экономическим ростом, а заодно и фондовым рынком, для которого заметный рост ставок процента при слабом экономическом росте будет означать коррекцию цен на рынке акций, особенно высокотехнологических компаний, и распродажи облигаций преимущественно с длительным сроком обращения", — предрекает Абрамов.