МОСКВА, 2 янв — ПРАЙМ, Екатерина Акопова. Введение Минтрудом показателя "граница бедности" обеспечит корректное сравнение показателей до 2020 года, когда применялся ежеквартально устанавливаемый прожиточный минимум на основе потребительской корзины, и после, когда показатель решено было индексировать на уровень инфляции. Об этом рассказала агентству "Прайм" заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.
По ее словам, введение нового показателя позволит проводить мониторинг уровня бедности в рамках сопоставимой методологии (т.е. применяя к оценке бедности прожиточный минимум, основанный на потребительской корзине, а не медианного дохода). Таким образом, основное назначение показателя "граница бедности" — мониторинг выполнения национальной цели по снижению уровня бедности в два раза (по сравнению с 2017 года) к 2030 году.
При этом понятие "прожиточный минимум" не исчезло. Прожиточный минимум, определяемый с 2021 года как доля от медианного дохода (44,2% от медианы), продолжит использоваться при реализации социальных программ и предоставлении социальной помощи, подчеркнула Гришина. Так, например, семьи, в которых родился первый или второй ребенок, имеющие среднедушевые доходы ниже двукратной величины прожиточного минимума, имеют право на получение ежемесячной выплаты в размере величины прожиточного минимума для ребенка до достижения им возраста 3 лет. Семьи с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, имеющие среднедушевые доходы ниже одного прожиточного минимума, а также соответствующие установленным критериям имущественной обеспеченности и трудовой занятости, имеют право на получение ежемесячной выплаты в пределах величины прожиточного минимума для ребенка.
Таким образом, по словам эксперта, социальная поддержка малообеспеченным группам населения будет осуществляться на основе прожиточного минимума, определяемого на основе медианного дохода, а мониторинг бедности будет проводиться на основе "границы бедности", определяемой на основе потребительской корзины и индекса цен.
"Важно подчеркнуть, что отдельные меры поддержки предоставляются не только с учетом доходов заявителей, но и с учетом имеющегося у них имущества, а также с учетом наличия у них официальной занятости. Следовательно, даже при наличии среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума семья может не иметь права на поддержку, если она имеет "избыточное" имущество, не соответствующее установленным критериям", — объяснила "Прайм" Гришина.
Поэтому численность и состав семей, имеющих доходы ниже "границы бедности" и учитываемых Росстатом, по ее мнению, может существенно отличаться от численности и состава семей, имеющих право на получение социальной поддержки.