МОСКВА, 17 янв — ПРАЙМ / Dow Jones. В прошлом году, когда восстановление после пандемии начало угасать, власти Китая осуществили широкомасштабные меры устранения долгосрочных дисбалансов в экономике, которые нанесли удар по деловой активности.
В настоящее время власти Китая надеются, что им удастся поддержать экономический рост. Согласно представленным в понедельник официальным данным, ВВП Китая в 4-м квартале 2021 года вырос на 4%. Это самый слабый рост со 2-го квартала 2020 года.
Для достижения свой цели Пекин осуществляет некоторое смягчение политики, к примеру, стимулируя ипотечное кредитование. Центральный банк страны в понедельник понизил две ключевых процентных ставки, что, вероятно, приведет к дальнейшему снижению стоимости заимствований.
Однако дальнейшая динамика пандемии остается неопределенной, а на рынке недвижимости Китая наблюдается спад активности. При этом экономисты предупреждают о грядущем снижении экспортного спроса.
Слишком агрессивное или же стремительное смягчение также сопряжено с рисками, и начавшийся год для властей Китая будет весьма непростым.
Ослабление ограничений может привести к тому, что давние проблемы рынка жилья, рождаемости и социального неравенства так и останутся нерешенными, а Пекину не удастся обеспечить стабильный рост активности.
Согласно опубликованным в понедельник данным, число новорожденных в Китае в 2021 году сократилось пятый год подряд и упало до самого низкого в современной истории страны уровня, несмотря на предпринятые Пекином меры поддержки рождаемости.
"Чем больше внимания уделяется стабильности, предотвращению банкротств и дефолтов, перераспределению и последствиям высокого уровня задолженности, тем больше создается условий для нестабильности в будущем", — считает Джордж Магнус из Oxford University.
Впечатляющее восстановление активности после пандемии по большей части было обусловлено ростом активности в производственном секторе Китая. Во второй половине 2021 года экономика Китая быстро сбавила темпы роста, так как шквал новых мер регулирования обрушился на частные компании в таких секторах, как интернет и телефония, образование и недвижимость.
Несмотря на рост ВВП Китая в 2021 году на 8,1% по сравнению с предыдущим годом, "импульс роста существенно ослаб", говорит Эсвар Прасад, профессор экономики и торговой политики в Корнеллском университете. Он также указывает на слабость потребительского спроса, спровоцированную жесткими ограничительными мерами, осуществляемыми властями Китая в связи с Covid-19.
"Вероятно, будут предприняты дополнительные меры стимулирования, если внутренние и внешние условия останутся неблагоприятными", — добавляет он.
Многие экономисты ожидают, что в этом году Пекин определит целевой уровень роста экономики как минимум на уровне 5%. В целом это соответствует траектории роста экономики страны до пандемии. Если условия продолжат существенно ухудшаться в преддверии попытки Си Цзиньпина остаться на третий срок во главе государства, то Пекин, вероятно, осуществит дальнейшее смягчение политики.
Вей Яо, главный экономист, специализирующийся на Китае в Societe Generale, говорит, что новые меры стимулирования, включая попытки простимулировать расходы на инфраструктуру и потребление, могут быть приняты уже в период ежегодных законодательных собратий в марте.
Одним из ключевых секторов, за которым следует наблюдать, — это рынок недвижимости, который по некоторым оценкам составляет почти одну пятую от общей экономической активности в Китае.
Хотя многие экономисты прогнозируют стабилизацию рынка недвижимости к середине года после спада, этот сектор вряд ли окажет такую же поддержку экономике, как в прошлом.
“Правительство пытается преодолеть спад в секторе недвижимости, чтобы избежать кризис в том или ином виде, но я не ожидаю слишком сильного роста в результате этого”, — отмечает Берт Хофман, директор Восточно-Азиатского института в Национальном университете Сингапура и бывший экономист Всемирного банка.
Еще одним риском является Covid-19 и политика нулевой толерантности Китая, проводимая в целях сдерживания вируса. Пекин не показывает желания менять курс в этом отношении, и экономисты говорят, что это может еще больше повредить экономике в этом году на фоне более осторожных расходов потребителей.
Опубликованные в понедельник данные по розничным продажам указали на дальнейшее снижение в декабре после роста всего на 1,7% по сравнению с тем же периодом годом ранее. В последние два года месячный рост продаж в среднем составлял 3,9% по сравнению с предыдущим годом, что намного ниже доковидного роста, составляющего примерно 8% в месяц.
Общий показатель безработицы, уровень безработицы в городской местности, также вырос до 5,1% в декабре, показав рост третий месяц подряд. Уровень безработицы для граждан в возрасте от 16 до 24 лет остался неизменным, составляя 14,3%.
“Главным понижательным риском в 2022 году все еще является потребление ввиду локдаунов и опасений населения касаемо омикрон-штамма”, — отмечает Юэ Су, экономист по Китаю в Economist Intelligence Unit.
Су опасается, что стимулирующие меры могут не оказать влияния на частный сектор, который обеспечивает 80% рабочих мест в городской местности. Дальнейшее ослабление занятости среди частных компаний может предвещать снижение инвестиций, рост безработицы и остановку роста доходов, говорит она.
— Автор Stella Yifan Xie
Dow Jones Newswires, ПРАЙМ