МОСКВА, 1 мар — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. Какие варианты есть у Европы в случае перебоев с поставками российского газа? Таким вопросом в последние дни задаются журналисты многих западных СМИ и пытаются дать на него внятный ответ. "Прайм" заинтересовался некоторыми материалами.
ЦЕНЫ И ЗАВИСИМОСТЬ
Стоимость природного газа в Европе выросла в результате ужесточения санкций против России и опасений относительно перебоев с поставками энергоносителя, указывает Reuters.
Информагентство отмечает, что "Газпром", обладающий эксклюзивными правами на транспортировку газа из России по трубопроводам (а это основа поставок данного энергоносителя в российском экспорте в Европу, составляющем "около" 40%), продолжает поставлять свои объемы европейским потребителям через территорию Украину в соответствии с запросами своих заказчиков.
По оценке издания, за последние годы большинство европейских стран сократили зависимость от российского газа. При этом оно ссылается на практику 2021 года, когда украинский транзитный коридор "в основном использовался для газа, идущего в Словакию, а затем в Австрию и Италию". Однако другие трубопроводы, по которым в страны Европы идут основные объемы газа, в этом контексте не упомянуты.
Впрочем, едва ли этот пример можно считать характеристикой общего положения дел: нет никаких признаков, что доля российского экспорта в общей структуре поставок природного газа в Европу за последние годы уменьшилась. По информации другого американского издания, CNBC, ссылающегося на генеральное управление Европейской комиссии (ЕК) по энергетике, экспорт из России в общеевропейском потреблении "голубого топлива" в настоящее время составляет 41%.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Пока никаких ограничений в отношении российского экспорта углеводородов в Европу нет, но не исключено, что Москва может приостановить продажи природного газа европейским потребителям в ответ на введенные санкции, сетует Reuters. Не исключены также повреждения инфраструктуры на маршрутах поставок в ходе боевых действий. А это может стать проблемой, делает вывод издание: 52 млрд кубометров энергоносителя в год, по оценкам норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, поступает в Европу через Украину и соседние страны, тогда как общий объем российских поставок в ЕС составляет 150-190 млрд кубометров.
Более того: европейские цены на газ выросли после того, как из-за событий на Украине была приостановлена сертификация газопровода "Северный поток — 2", признает британское информагентство BBC.
У некоторых стран ЕС есть возможность получать газ из альтернативных источников, а газопроводная сеть соединена воедино, и поэтому поступающие объемы могут быть разделены между ними, рассуждает журналист Reuters. Но признает: предложение энергоносителя на мировом рынке было ограниченным еще до начала кризиса вокруг Украины.
Далее предлагается любопытный, на первый взгляд, способ компенсировать вероятную нехватку российского газа в ЕС. Германия, которая является крупнейшим потребителем энергоносителя в Европе, как известно, приостановила сертификацию протянутого из России по дну Балтийского моря трубопровода "Северный поток — 2" из-за ситуации на Украине, но может получать импортные объемы по трубопроводам из Великобритании, Дании, Норвегии и Нидерландов.
В свою очередь, страны на юге Европы могут получать газ по Трансадриатическому маршруту из Азербайджана в Италию, пролегающему через Турцию.
Однако автор материала не уточняет, что в случае использования этих схем с целью компенсации нехватки российских объемов предложение на европейском рынке не вырастет без увеличения добычи, а в некоторых случаях — и дополнительных инвестиций в пропускную способность существующей газопроводной инфраструктуры.
США, откуда экспортируется сжиженный природный газ (СПГ), также "стремились помочь Европе", напоминает Reuters: власти страны попросили местных и зарубежных производителей СПГ увеличить поставки на европейские терминалы. В результате импорт этого продукта в Северо-Западную Европу, в том числе из США, в текущем году достиг рекордных показателей. Казалось бы, есть причины для радости.
Однако, признает журналист издания, власти эмирата Катар, одного из крупнейших в мире поставщиков СПГ, заявили, что заменить российские объемы на европейском рынке не сможет ни одна отдельно взятая страна, поскольку основная доля объемов доставляется по долгосрочным контрактам. Более того, у европейских регазификационных терминалов ограниченные возможности для принятия дополнительных импортных объемов.
К этому можно добавить: договориться с неким пулом экспортеров из разных стран о надежных поставках природного газа в Европу по более-менее щадящим для потребителей ценам Вашингтону и Брюсселю тоже не удалось. А готовность азиатских нетто-импортеров СПГ, Японии и Южной Кореи, перепродавать некоторые объемы европейцам едва ли выглядит как нечто большее, нежели демонстрация внешнеполитической лояльности.
Но некоторые страны Европы, напоминает автор материала, заявляют, что ищут возможности нарастить импорт газа и увеличить емкости для его хранения.
Далее журналист издания указывает, что несколько стран ЕС могли бы импортировать электроэнергию из соседних стран-участниц объединения или увеличить ее выработку за счет атомной энергии, возобновляемых источников энергии, гидроэнергетики, а также угольной энергетики. Но дополнительное использование негазовых источников, как указывает Rystad Energy, позволит добавить только около 152 тераватт-часов, тогда как общее потребление электроэнергии в ЕС в 2021 году составило 3 650 тераватт-часов.
Автор материала рассчитывает на дополнительные поставки за счет переработки угля, использования биоэнергетических установок и возобновляемых источников энергии (ВИЭ) — ветра и солнечной энергии. И одновременно признает, что выработка ядерной и гидроэлектроэнергии в 2022 году, как ожидается, сократится относительно предыдущего года. Более того, ядерная энергия становится все менее доступной в Бельгии, Великобритании, Франции и Германии: соответствующие мощности останавливаются по мере физического устаревания и планового поэтапного вывода из эксплуатации.
Европа должна была отказаться от использования угля при выработке электроэнергии в рамках решения климатических задач, однако существенное удорожание природного газа вынудило вернуть в работу некоторые угольные электростанции в середине 2021 года.
ВЫСТРЕЛ В СОБСТВЕННУЮ НОГУ
Тем временем, депутаты Европарламента (ЕП), впечатленные информационной повесткой "коллективного Запада" по текущим событиям на Украине призвали к новым санкциям ЕС против России, которые ограничивали бы, в том числе, импорт углеводородов и были бы "направлены на стратегическое ослабление российской экономики и промышленной базы". Для этого, как полагают европейские парламентарии, необходимо "ограничить импорт наиболее важных экспортных товаров России, включая нефть и газ, запретить новые инвестиции ЕС в РФ, а также новые российские инвестиции в ЕС".
Однако, как довольно наглядно показывает представленный выше анализ, ограничение поставок природного газа из России, если оно окажется достаточно существенным, в свою очередь, неизбежно окажет крайне негативное влияние на ситуацию с энергообеспечением Европы и, как результат, ее экономику.