МОСКВА, 2 мар — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Банк России принял меры для предотвращения массовой продажи российских ценных бумаг и вывода средств с российского финансового рынка, в результате иностранцы не смогут ни продать принадлежащие им российские ценные бумаги, ни получить по ним доходы, включая дивиденды. Опрошенные агентством "Прайм" эксперты объясняют: мораторий на выплату дивидендов за рубеж — не дефолт, а логичная ответная мера на западные санкции.
"Для предотвращения массовой продажи российских ценных бумаг, вывода средств с российского финансового рынка и для поддержания финансовой стабильности Банк России направил предписание, которым временно запретил брокерам исполнять поручения иностранных клиентов на продажу ценных бумаг. Кроме того, направлено предписание депозитариям и регистраторам о запрете проводить операции списания российских ценных бумаг по счетам иностранных инвесторов, а также о приостановлении передачи им выплат по этим ценным бумага", — сообщил в среду регулятор.
По сообщению ЦБ, эмитенты вправе принимать решение о выплате дивидендов, осуществлении иных выплат по ценным бумагам и перечислять их в учетную систему. Однако сами выплаты депозитариями и регистраторами в адрес иностранных клиентов производиться не будут. Это касается и ОФЗ.
ОТВЕТНЫЙ ШАГ
Введение моратория на выплату дивидендов за рубеж является вполне ожидаемой и предсказуемой мерой Банка России в ответ на введенные в отношении его западные санкции, говорит доцент кафедры "Финансовые рынки" РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Марков.
"Раз российские капиталы замораживаются за рубежом, то и зарубежные капиталы должны быть заморожены от ухода из России, чтобы минимизировать удар западных санкций по ликвидности российского финансового рынка", — указывает он.
Помимо запрета на выплату дивидендов введен также запрет на исполнение заявок нерезидентов на продажу ценных бумаг и других финансовых активов в России. Указанные меры, по мнению финансиста, "абсолютно не означают дефолт по российским ценным бумагам, а являются логичной ответной мерой на западные санкции".
Заморозку выплаты дивидендов нерезидентам не стоит рассматривать в контексте дефолта, а лишь в качестве временной меры или меры в ответ на недружественные действия в отношении главного акционера, считает ведущий аналитик отдела глобальных исследований компании "Открытие Инвестиции" Андрей Кочетков.
"Данное состояние наступает лишь тогда, когда заёмщик не в состоянии обслуживать свой долг, или погасить его. Дивиденды в какой-то мере можно считать долговым обязательством, поскольку покупка акций — это также форма вложения средств, но дивиденды не являются обязательными платежами, как это присутствует в облигациях, или кредитах", — объясняет он.
Соответственно, компании могут удержать выплаты дивидендов при одобрении акционеров и рекомендациях совета директоров. Поскольку государство является контролирующим акционером в ряде крупнейших компаний РФ, то оно как этот самый контролирующий акционер может предпринимать действия по остановке дивидендных выплат, отмечает аналитик.
НЕВЫПЛАТА — НЕ ДЕФОЛТ
Запрет на перечисление дивидендов — это ответная мера, с одной стороны, и сохранение средств внутри страны — с другой, указывает начальник управления информационно-аналитического контента "БКС Мир инвестиций" Василий Карпунин. По акциям не существует такого понятия как дефолт. Невыплата дивидендов — это проблема транзакционная, а не отказ эмитента платить. В текущей ситуации причина регуляторная и вполне понятна.
Невыплата дивидендов не может считаться дефолтом, признает и исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК "УНИВЕР Капитал" Артем Тузов. "Это действительно ответная мера на санкции. И исходя из текущей ситуации, дивиденды могут быть не выплачены долгие годы", — считает он.
Таким образом, называть это дефолтом в полной мере нельзя, делают вывод эксперты.
Государство как крупнейший акционер, по словам Кочеткова, лишь защищает свои интересы в неблагоприятных условиях.
"Естественно, в традиционном понимании это негативно сказывается на привлекательности ценных бумаг, но текущая ситуация характеризуется масштабным внешним экономическим давлением, которое оправдывает весьма резкие ответные меры", — заключил аналитик.