МОСКВА, 2 мар — ПРАЙМ. Закон о корректировке демпфирующего механизма на топливо может быть принят до конца марта, что позволит стабилизировать цены на него на отечественном рынке, заявил журналистам председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.
Первое чтение проекта, внесенного правительством РФ, по его словам, состоится 9 марта. "Думаю, что по ускоренным процедурам мы сможем рассмотреть этот законопроект в трех чтениях до конца марта", — добавил Завальный.
"На фоне роста цен на нефть и нефтепродукты на внешних рынках правительственный законопроект предлагает конкретные механизмы для стабилизации цен на топливо на внутреннем российском рынке. Нынешний резкий скачок цен на нефть на мировом рынке, может дестабилизировать цены внутри нашей страны. Оперативное принятие этого законопроекта позволит удержать розничные цены на бензин и дизельное топливо на текущем уровне", — считает глава комитета по энергетике.
При этом он обратил внимание, что проект был разработан "под несколько другие условия, с учетом необходимости стабилизации цен на ГСМ в условиях стабильного роста цен на нефть на мировом рынке, для расширения возможностей и повышения эффективности демпфирующего механизма". "В сложившейся ситуации в рамках его подготовки ко второму чтению мы, естественно, посмотрим, какие дополнительные меры необходимо принять, чтобы стабилизировать цены на ГСМ в стране", — заверил парламентарий.
Проектом увеличивается размер компенсации нефтекомпаниям разницы между экспортной и индикативной ценой топлива – с 68% до 83% по бензину и с 65% до 83% по дизелю. А допустимый уровень превышения средней оптовой цены реализации дизеля над ее индикативной ценой уменьшается с 20% до 15%. Если цена будет выше этого уровня, демпфирующая надбавка обнуляется.
Решение о донастройке демпфера было принято на фоне макроэкономической ситуации: из-за курса рубля и растущих цен на нефть нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, это оказывало давление на цены для потребителей в России, пояснял в начале февраля замглавы Минфина Алексей Сазанов. При этом за счет увеличения выплат от государства нефтяные компании смогут обеспечить сохранение динамики цен на заправках для автолюбителей в пределах инфляции в 2022-2024 годах, отмечал он.
Проект о корректировке демпфирующего механизма на топливо разработали Минфин и Минэнерго. Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. Он рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница положительная, а экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, бюджет платит нефтяным компаниям, если разница отрицательная — нефтяники платят в бюджет.