МОСКВА, 4 авг — ПРАЙМ. Банк России в четверг опубликовал для общественного обсуждения документ "Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях", в котором обозначил цели по дальнейшей девалютизации и шаги по отмене ряда введенных в острый период кризиса послаблений.
ДЕВАЛЮТИЗАЦИЯ СТАНОВИТСЯ МАСШТАБНОЙ
Прежде всего, регулятор заверил, что будет продвигать скорейший отказ банков и нефинансовых организаций от "токсичных" валют. С этой целью будут введены дополнительные меры по сокращению операций банков в долларах и евро.
В частности, предложено дополнить действующую систему надбавок к коэффициентам риска по валютным кредитам и ценным бумагам новыми надбавками, в том числе дифференцированными с учетом эмитента валюты — недружественной или дружественной страны. Банк России также оценит целесообразность установления повышенных нормативов резервов по обязательствам банков в "токсичных" валютах. Для уменьшения рисков отказ от доллара и евро должен происходить равномерно по обеим сторонам банковских балансов, подчеркнули в регуляторе.
При этом ЦБ рекомендовал правительству обязать госкомпании перевести накопленные ими средства из валют недружественных стран в иные валюты, а также запретить им использовать "токсичные" валют в новых контрактах.
Важно дифференцировать валютные ограничения: для резидентов РФ и представителей дружественных стран их следует либерализовать, а ответственность за нарушения из-за санкций должна быть минимальной. Меры для нерезидентов из недружественных стран необходимо варьировать в зависимости от их позиции по отношению к России. Запреты могут быть смягчены и для этой категории, но лишь в качестве ответной меры на смягчение санкций.
РАБОТА ПРИ САНКЦИЯХ
Пока этого не произошло, Банк России намерен решать проблемы, возникающие с заблокированными из-за санкций активами. Их выкуп не рассматривается — это может быть чревато разрушительными последствиями для экономики.
Однако возможно выделение подсанкционных активов резидентов в отдельные спецкомпании, которые при необходимости можно будет объединить в фонды для встречного обмена активов с контрагентами из недружественных стран. Пока возможности для этого есть только у банков, предлагается расширить их и на другие организации.
На время блокировки активов их учет должен вестись особым образом, под них должно быть позволено формировать резервы в течение более продолжительного времени, чем могут действовать иные послабления. Средства в рамках этой работы могут аккумулироваться на специальных счетах. Обслуживание международных расчетов возможно через средние банки — с этой целью в их регулирования могут быть внесены изменения.
В целом финансовый сектор способен сам восстановить финансовую устойчивость на среднесрочном горизонте, его системной докапитализации не требуется, а отдельным игрокам при необходимости помогут их собственники, указывает регулятор.
На случай форс-мажора обсуждается создание автономного фонда для поддержки финансового сектора за счет отчислений посредников. Помощь будет предоставляться в виде докапитализации через приобретение акций, субординированных обязательств или капитальных гарантий, дающих право на получение поддержки при ухудшении финансового положения организации.
ПОРА ОТМЕНЯТЬ ПОСЛАБЛЕНИЯ
ЦБ на фоне санкционного кризиса предоставил российским кредитным организациям широкий перечень послаблений, в том числе по валютным позициям и резервам. Регуляторные послабления помогли пройти острую фазу кризиса, но сохранять их надолго нельзя — это угрожает финансовой стабильности.
"Выход из регуляторных послаблений может быть постепенным при обеспечении соответствующего контроля рисков в финансовом секторе", — говорится в документе.
Чтобы у банков была возможность наращивать кредитование, можно предусмотреть временную заморозку или снижение надбавок к капиталу. Эти меры позволяли накопить средства и смягчить влияние негативных факторов. При этом важно настроить регулирование так, чтобы не допустить роста кредитов с повышенными рисками.
Еще одна "кризисная" норма, которую могут отменить — право финансовых организаций временно не публиковать финансовую отчетность. Это было нужно для минимизации санкционных рисков. Однако без публикации отчетности невозможна нормальная работа финансового рынка, поэтому постепенно следует возвращаться к раскрытию информации, считают в ЦБ.