МОСКВА, 8 ноя — ПРАЙМ. Пик жалоб, связанных с санкционной тематикой, пришелся на март-апрель 2022 года, затем их число стало сокращаться, продолжая снижение в третьем квартале, сообщает пресс-служба Банка России.
"В январе-сентябре 2022 года Банк России получил 279,7 тысячи жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Это почти на 23% больше, чем за девять месяцев предыдущего года. Рост в значительной степени произошел за счет жалоб, связанных с санкционной тематикой. Пик их количества пришелся на март-апрель, затем их число стало сокращаться. В целом за период доля таких жалоб составила 15%", — говорится в сообщении.
"Количество связанных с санкциями жалоб продолжило снижаться в III квартале", — отмечает регулятор.
При этом количество жалоб на банки за девять месяцев увеличилось на 11,6% по сравнению с прошлым годом — до 144 тысяч. Из них 25 тысяч были связаны с санкциями — в частности, с трудностями, с которыми столкнулись владельцы иностранной валюты.
Рост жалоб на страховщиков (+25,8%, до 41,2 тысячи) связан с "шаблонными и, как правило, необоснованными жалобами на неверное применение коэффициента бонус-малус" и с увеличением в марте-апреле обращений по проблемам с покупкой полисов ОСАГО и урегулированием убытков на фоне подорожания и дефицита автозапчастей.
Значительно меньше жалоб, чем за аналогичный период предыдущего года, регулятор отмечает по темам потребительского (-22,8%) и ипотечного (-16%) кредитования. ЦБ объясняет это тем, что люди реже брали кредиты, а также вступлением в силу мер против навязывания дополнительных услуг при заключении кредитного договора.
Одним из сегментов финансового рынка, где число жалоб также снизилось, стали микрофинансовые организации (-7,5%, до 34,7 тысячи). В частности, на 21,1% сократились жалобы на навязывание дополнительных услуг.
В отношении субъектов рынка ценных бумаг число жалоб за три квартала достигло до 19,6 тысячи, увеличившись в девять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Подавляющее большинство связано с санкциями — 14,6 тысячи. Однако в сентябре Банк России получил всего 600 "санкционных" жалоб против 5 тысяч в апреле.
Некорректные продажи инвестиционного (ИСЖ) и накопительного (НСЖ) страхования жизни остаются основной тематикой жалоб, связанных с мисселингом.
"Если количество жалоб по ИСЖ сохранилось примерно на уровне прошлого года, то по НСЖ оно выросло в 1,5 раза, однако в основном жалобы касались полисов, приобретенных в прошлые периоды. Пик жалоб был зафиксирован в мае, после чего их число значительно сократилось. Решению этой проблемы поможет появившаяся у Банка России возможность требовать приостановки недобросовестных продаж и возврата денег обманутым потребителям", — отмечает пресс-служба регулятора.