СЕУЛ, 20 апр – РИА Новости/Прайм. Законодательно в Южной Корее не существует запрета на поставки оружия странам, участвующим в конфликтах, правительство и военные ведомства выносят решение исходя из целого ряда факторов, включая национальную выгоду, пояснили РИА Новости в министерстве обороны Южной Кореи.
По словам чиновника, согласно существующему законодательству, предметы военного использования, куда входит и оружие, не запрещается продавать любым странам, но правительство и военные ведомства в каждом конкретном случае рассматривают все соответствующие условия и решают, осуществлять сделку или нет. В случае с Украиной также Южная Корея основывается на "принципе" непредоставления военной помощи, что по сути является позицией, политикой местного правительства и не привязано к определённому закону или запрету.
"Конечно, мы продаем оружие не всем странам подряд. Мы ведь не можем продавать его террористическим организациям, например. Все подобные критерии рассматриваются на заседании специальной комиссии по продвижению оборонных проектов, куда входят представители министерства обороны, Администрации оборонных закупок (DAPA), и других ведомств. У комиссии получают одобрение, и после этого осуществляется продажа…. Насколько мне известно, нет какого-то единого гайдлайна или правила, что нельзя продавать оружие стране, участвующей в войне. Оружие продается, принимая во внимание национальную выгоду и другие факторы", - пояснил представитель минобороны.
Чиновник также подтвердил, что хотя в обиходе используется непрофессиональный термин "предоставление" оружия, по сути, любая поставка является его продажей, экспортной сделкой.
В среду президент Южной Кореи Юн Сок Ёль заявил агентству Рейтер, что в случае возникновения на Украине ситуации, с которой "международное сообщество не сможет мириться", Сеулу было бы трудно настаивать на оказании Киеву только гуманитарной или финансовой поддержки, тем самым впервые допустив возможность военной помощи Украине. В качестве примеров возможного повода для этого Юн Сок Ёль назвал крупномасштабное нападение на гражданских лиц, массовые убийства или серьезное нарушение военных законов.
После этого администрация президента заявила, что позиция правительства Южной Кореи касательно поставок оружия Украине пока остается неизменной, а высказывания президента имеют "гипотетический" характер. Министерство обороны страны в четверг заявило, что не получало указаний рассмотреть возможность поставок оружия на Украину. Южнокорейская оппозиция при этом резко осудила слова своего президента, заявив, что поставки оружия Киеву стали бы "трагедией", нарушили бы мирный дух конституции Республики Корея, а также создали бы стране "врагов".
Представитель оппозиционной Объединенной демократической партии Южной Кореи, занимающей большинство мест в парламенте, Сон Соль назвала высказывание президента страны о возможности военной помощи Киеву "трагедией", раскритиковав одностороннюю поддержку правительством позиции США. Она отметила, что до сего времени было всеобще заявлено и объяснено, что по закону о внешней торговле и другим принципам, поставка за границу оружия не с целью экономического экспорта невозможна.
По словам старшего заместителя спикера фракции партии в парламенте Ким Чжон Хо, 26-я статья закона о внешней торговле запрещает предоставление летальных вооружений и вмешательство в военные конфликты, и нарушение законодательства может стать поводом для предъявления импичмента президенту страны.
Как заявил сам спикер фракции демократов Пак Хон Гын, договора, которые касаются статей законов в сфере безопасности или подразумевают значительное финансовое бремя для страны и ее народа, а также направление национальных войск за границу, нужно заключать при согласии парламента, и отказался принимать односторонние решения действующего правительства, которое "могут угрожать национальным интересам и безопасности страны". Он отметил, что при оказании военной поддержки Украине, под удар в первую очередь попадут южнокорейские бизнес-компании.
В то же время представитель минобороны Южной Кореи пояснил РИА Новости, что продажа оружия за границу отличается от непосредственной отправки войск и не требует одобрения парламента страны.