МОСКВА, 7 июл — ПРАЙМ. Федеральный бюджет РФ в январе-июне, по предварительной оценке Минфина, был исполнен с дефицитом в 2,595 триллиона рублей, расходы выросли на 19%, до 14,976 триллиона рублей, говорится в материалах на сайте министерства.
Дефицит бюджета за январь-май, по предварительной оценке Минфина, составил 3,411 триллиона рублей. Таким образом, за июнь показатель снизился на 816 миллиардов рублей.
Объем поступивших доходов в первом полугодии составил 12,381 триллиона рублей, что на 12% ниже показателя за аналогичный период 2022 года (в июне 2023 года +29,8% г/г). "При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов — как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом — наблюдается устойчивая положительная динамика", — отметили в Минфине.
Согласно данным министерства, поступления в бюджет за полгода по НДС выросли на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 5,534 триллиона рублей. При этом поступления от налога на прибыль снизились за шесть месяцев на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 867 миллиардов рублей.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за январь-июнь 2023 года составил 14,976 триллиона рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 19%. "Динамика исполнения расходов федерального бюджета постепенно выходит на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов", — отмечает Минфин.
Согласно закону о федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, доходы бюджета России в 2023 году запланированы на уровне 26,13 триллиона рублей (17,4% ВВП), расходы — 29,056 триллиона рублей (19,4% ВВП), дефицит — 2,925 триллиона рублей. Минфин сохраняет ориентир по дефициту бюджета РФ в 2023 году в 2% ВВП, но допускает небольшое отклонение как в одну, так и в другую сторону.
Нефтегазовые доходы
Нефтегазовые доходы бюджета РФ за январь-июнь сократились на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 3,382 триллиона рублей, говорится в материалах на сайте Минфина.
"Нефтегазовые доходы составили 3 382 миллиарда рублей и снизились на 47% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на траекторию, соответствующую их базовому уровню (8 триллионов рублей в год)", — говорится в сообщении.
При этом, как отмечает министерство, использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами "бюджетного правила" обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов. Кроме того, как считает Минфин, уточнение механизма определения налоговой базы "нефтяных" налогов и сокращение соответствующих ценовых дисконтов будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора в течение года — особенно во втором полугодии.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 8,999 триллиона рублей и увеличились на 17,8%. "Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) вышла в устойчиво положительную область — в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы)", — отмечают в Минфине.
Там же добавляют, что в целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-июня 2023 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете. В начале июня Минфин предварительно оценивал нефтегазовые доходы бюджета РФ за январь-май в 2,853 триллиона рублей, а ненефтегазовые — 6,965 триллиона рублей.
В конце апреля министр финансов Антон Силуанов говорил, что ненефтегазовые доходы бюджета РФ в 2023 году будут выше плана. Президент РФ Владимир Путин в феврале подписал закон, который ограничивает дисконт на российскую нефть марки Urals по отношению к цене Brent для расчета нефтяных налогов. Закон изменяет порядок определения котировок российской нефти, используемых для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и акциза на нефтяное сырье.
Поправки были разработаны после поручения Путина сделать так, чтобы дисконт на российскую нефть, возникший из-за санкций, не создавал проблем бюджету. Замглавы Минфина Алексей Сазанов подчеркивал, что корректировка нефтяного налогообложения нужна не для дополнительных доходов бюджета, а чтобы сохранить в нем в 2023 году ориентировочно 660 миллиардов рублей.