МОСКВА, 14 июл — ПРАЙМ, Ольга Орловская. Август для России традиционно тревожный месяц — дефолт, деноминация и другие неприятности. На фоне "весеннего обострения" американского банковского кризиса возникают опасения — а не ждать ли чего-то подобного в последний месяц лета. Но на самом деле мир меняется, и в нем происходят новые глобальные процессы, которые не связаны с сезонностью.
Многие вспоминают, как весной этого года фактически обанкротился американский Silicon Valley Bank. Даже глава ВТБ Андрей Костин на минувшей неделе на встрече с президентом Владимиром Путиным высказал опасение, что очередной "черный лебедь" может прилететь именно из США.
Действительно, определенные проблемы там есть, но ситуация с Silicon Valley Bank вовсе не говорит о непреодолимых сложностях. Все коснулось лишь самого банка, его вкладчиков и нескольких второстепенных кредитных организаций. При этом реакция монетарных властей США была мгновенной, панику купировали в зародыше. Банки же первого эшелона чувствуют себя достаточно уверенно, проходят стресс-тесты и показывают прибыль.
Монетарные власти США сделали выводы из ситуации 2008 года и пытаются действовать на опережение, купируя признаки кризисных явлений, даже если реагировать необходимо в выходные дни (как в ситуации с банковским кризисом) или объявлять внеочередное заседание регулятора (как в марте 2020 года), отметил эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Евгений Миронюк.
ФРС бдит
Но определенные поводы для беспокойства американский финансовый сектор все же преподносит. Прежде всего, стоит обратить внимание на быстрое повышение ставки Федрезерва. Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев напомнил, что это обычно заканчивается кризисами и рецессией в американской и мировой экономиках.
Пока американский регулятор четко держит руку на пульсе. Он не допустит, чтобы в предвыборный год в Штатах был хоть какой-то намек на финансовый кризис, полагает управляющий директор УК "Алго Капитал" Михаил Ханов. Даже о повышении потолка госдолга республиканцы и демократы договорились достаточно оперативно и задолго до выборов.
Многие эксперты были обеспокоены, как экономика США, долгие годы опиравшаяся на нулевую стоимость денег, переживет ставку выше пяти процентов. Но это случилось, и вот уже заканчивается уже второй квартал, а опасения оказались напрасны. США предрекали рецессию, падение фондового рынка после роста ставки — ничего этого не происходит.
Более того, большинство аналитиков уверены, что американский Центробанк через две недели 26 июля повысит ставку еще на 25 базисных пункта, до 5,5 процента. Сами управляющие ФРС хотят повысить ставку в этом году до 5,75 процента.
Пока финансовая система, реальный сектор и домохозяйства в США выдерживают этот прессинг благодаря большому количеству ликвидности, накопленному в период пандемии, когда ставки были около нуля и власти "разбрасывали доллары с вертолета", чтобы поддержать спрос, сказал Васильев.
Где ждать "черных лебедей"?
Так что в ближайшие месяц-другой опасаться нечего. Ну, если только какой-нибудь метеорит прилетит на Америку и разрушит половину страны и коммуникаций. Вот это точно будет "черный лебедь", которого не ждали, иронизирует Ханов.
С большой долей вероятности в августе можно будет спать спокойно — ничего не произойдет. Для появления "черного лебедя" все же нужны серьезные предпосылки, а упомянутое падение метеорита предсказанию не поддается.
При этом многие профессиональные инвесторы предрекают США во втором полугодии кредитный кризис, волну дефолтов и банкротств, рецессию. Особенно уязвимым выглядит сектор коммерческой недвижимости в Соединенных Штатов, уже пострадавший после пандемии COVID-19, добавил Васильев.
Борьба санкций
Но гораздо более серьезными долгосрочными последствиями могут обернуться тренды, которые сейчас только намечаются. Прежде всего — санкционное противостояние Вашингтона и Пекина. Обе стороны до сих пор демонстрировали прагматичный подход. Но в преддверии выборов антикитайская тема, как ожидается, будет активно раскручиваться. Поэтому вероятно дальнейшее ухудшение отношений США и Китая, которое может выливаться в замедление мировой экономики и снижение потребления сырья, предположил Васильев.
Цены на нефть будут падать во втором полугодии — Миронюк из БКС прогнозирует уровень в 70 долларов за баррель на фоне ухудшения экономической ситуации. В среднем по году прогноз по цене остается неизменным — 75 долларов за баррель.
"Мы по-прежнему полагаем, что риски по нефтяным ценам скорее смещены вниз. В случае тяжелой рецессии в мировой экономике с финансовым кризисом наподобие 2008 года цена Brent может упасть до 40-50 долларов за баррель и ниже", — пояснил он. Именно через сырьевой канал потенциальный кризис на Западе окажет непосредственное влияние на российскую экономику, курс рубля, инфляцию и ставки.
Три центра силы
Глобально же ситуацию определят происходящие сейчас изменения экономического мироустройства. Капитализм в 2008 году окончательно и бесповоротно стал госкапитализмом, рассуждает Ханов. Государство активно вмешивается в экономику и защищает, в первую очередь, свои интересы и интересы национальных корпораций, не думая о глобальном мире.
Есть центры силы и их сателлиты. Раньше их было три: США, Китай и третий центр — Европа-Россия (технологии плюс ресурсы). Ситуация на Украине была спровоцирована для разрушения этого третьего игрока на мировой арене.
Россия придавлена санкциями, Европа достаточно тяжело проходит последние годы и без дешевых ресурсов из России уже точно не претендует на "центр мирового господства".
"Вялотекущий конфликт на Украине в центре Европы, без явной победы одной из сторон, максимально выгоден США. Россия испытывает одностороннее, сильнейшее давление со стороны США и их сателлитов. Насколько справится страна? Пока справляется, посмотрим, что будет дальше", — сказал Ханов.
В свою очередь, Китай держит у себя порядка триллиона долларов госдолга США — это мощный рычаг противодействия. У них есть вполне работающая экономика, которая борется за первенство с Америкой и вливает огромные инвестиции в Африку, Латинскую Америку, Австралию, в государства ЮВА.
"Поэтому сейчас мы видим противостояние США и его сателлитов и Китая с его зонами влияния. Очень хочется, чтобы все закончилось появлением третьего центра силы в Европе. Но в ближайшее время — это практически невыполнимая задача", — заключил Ханов.