МОСКВА, 17 июл — ПРАЙМ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет жестче контролировать рост тарифов ЖКХ, неоправданное повышение цен на продукты и онлайн-услуги, заявил "Известиям" статс-секретарь — заместитель руководителя ведомства Сергей Пузыревский.
Он отметил, что россияне много жалуются на удорожание продуктов. Причиной этого было недобросовестное, спекулятивное поведение участников рынка в отношении потребителей.
"Особенно часто такое необоснованное завышение цен мы наблюдали во время начала пандемии ковида. Когда цены на некоторые товары существенно возросли. Люди неожиданно узнали, что имбирь лечит от этого заболевания, смели его с полок, а его стоимость за день выросла в пять раз", — сказал Пузыревский.
Поэтому ФАС подготовила законопроект о запрете согласованных действий бизнес-организаций, вызывающих необоснованное увеличение цен более чем на 30 процентов коротком промежутке времени. Законопроект уже направили в правительство, сентябре его могут внести в Госдуму.
На днях руководство ФАС согласовало концепцию привлечения территориальных органов к проведению проверок экономической обоснованности тарифов в субъектах. "Мы рассчитываем, что первые такие проверки будут проведены уже до конца этого года", — сказал Пузыревский.
Он напомнил, что в прошлом году с марта по сентябрь был мораторий на проверки по необоснованному повышению тарифов, но сейчас он отменен.
"После отмены моратория ФАС России в короткие сроки провела восемь проверок, по результатам которых было выдано 48 предписаний и восемь приказов об отмене решений по установлению тарифов. Сумма средств, которые были исключены, составила 3,58 миллиарда рублей", — сказал добавил чиновник.
При этом часть предписаний ФАС необходимо было выполнить при установлении тарифов на 2023 год. В итоге, из тарифов ЖКХ в 2023 году нужно исключить 9,2 миллиарда рублей необоснованных средств.
В ведомстве также признали, что все чаще сталкиваются с жалобами россиян на онлайн-сервисы: маркетплейсы, агрегаторов такси, гостиниц и других. За первое полугодие поступило почти 400 жалоб на маркетплейсы, которые в одностороннем порядке расторгали договор или вводили различные штрафы. На агрегаторы такси жалуются из-за непрозрачного ценообразования и высокую комиссию за услуги.
Соответственно, для расследования и наказания здесь нужны отдельные законы.
"Это и дело в отношении Booking, который навязывал паритет цен при заказе гостиниц, дела в отношении Apple в связи с ограничением способов оплаты услуг в приложениях, когда возможность оплаты имелась только через сервис Apple, аналогичные нарушения выявлялись также в действиях Google", сказал говорит чиновник.
ФАС будет наказывать строго: если цифровая платформа действует как монополист на рынке, то ей грозит штраф от одного до 15 процентов от выручки за реализации ее услуг за год, предшествующий моменту нарушении.