МОСКВА, 25 авг — ПРАЙМ. Накладные расходы включают в себя косвенные затраты организации. Они важны для определения рентабельности бизнеса, формирования себестоимости продукции и планирования прибыли. Что это такое простыми словами, где учитываются в сметах, формула расчета в процентах и нормативы на 2023 год — в материале агентства «Прайм».
Накладные расходы
«Накладные расходы — это расходы, которые напрямую не учитываются в производственной деятельности организации (в отличие от прямых). Тем не менее, они оказывают влияние на жизнедеятельность предприятия», — поясняет Ирина Смирнова, налоговый консультант, управляющий владелец группы компаний «Ваш Бухгалтер».
Что в них входит
Закон не предусматривает четкого определения накладных расходов. Поэтому компании вправе определять, что относить к этой категории трат самостоятельно на основании локальных актов. Порядок учета отражается в учетной политике.
«Нормативы формирования косвенных затрат установлены для трех отраслей — медицины, химического производства и строительства», — говорит Ирина Смирнова.
Чаще всего накладные расходы делятся на общехозяйственные и производственные.
Общехозяйственные траты никак не связаны с производством, например:
-
рекламный бюджет;
-
оплата мобильной связи, интернета, почтовых расходов;
-
оплата консультационных и информационных услуг;
-
юридическое сопровождение;
-
найм и обучение персонала.
В конечном итоге, цель общехозяйственных расходов — увеличение прибыли.
Производственные затраты призваны увеличить эффективность работы на производстве. Они могут включать оплату:
-
аренды производственных помещений (не используемых в основной деятельности);
-
амортизации оборудования;
-
страховых отчислений;
-
труда административно-управленческого звена;
-
санитарной обработки;
-
сертификации и аттестации товаров и т.д.
Зачем учитывать накладные расходы
Учет накладных расходов позволяет:
-
более точно определить общую стоимость проекта или бизнеса, чтобы принять решение о его рентабельности:
-
эффективно планировать и контролировать бюджет предприятия — правильное распределение и учет накладных расходов способствуют контролю прибыли в будущем;
-
формировать себестоимость конечного продукта — точные значения этих трат помогают установить выгодную цену для продажи.
И еще один немаловажный фактор, по словам Ирины Смирновой, косвенные траты помогают снизить налоговую базу для некоторых обязательных взносов.
«В состав накладных расходов входят различные категории затрат — административные, коммерческие расходы, на управление персоналом, содержание и эксплуатацию оборудования, а также прочие операционные расходы», — комментирует Василий Алексеев, генеральный директор технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр.
Категории накладных расходов могут различаться в зависимости от конкретной отрасли и типа бизнеса. Например, в производственной отрасли это могут быть расходы на обслуживание оборудования или амортизацию, а в сфере услуг — расходы на рекламу и маркетинг.
Распределение накладных расходов
Поскольку накладные расходы нельзя отнести ни к одному виду продукции или работ, их распределяют каждый месяц на всю себестоимость или себестоимость определенной группы расходов.
По словам Ирины Смирновой, они могут распределяться следующими способами:
-
пропорционально объему продаж (количество);
-
пропорционально выручке от реализации конкретного продукта или услуги;
-
пропорционально оплате труда сотрудников производственного сектора;
-
пропорционально нормативной себестоимости.
Варианты учета могут быть разными. Компании вправе использовать один или сразу несколько. По словам Василия Алексеева, пересмотр накладных расходов в сторону сокращения может привести к росту прибыли, поскольку именно накладные расходы напрямую не влияют на производимый продукт. Ведь если приобретать более дешевое сырье и экономить на расходных материалах, это может отразиться на качестве и безопасности продукции, а, как следствие, на репутации и экономическом успехе компании в целом.
«Правильное и продуманно выстроенное соотношение накладных расходов и основных затрат позволит вести постоянный учет себестоимости продукции, поскольку размер накладных расходов хоть и косвенно, но все равно влияет на цену единицы выпускаемой продукции», — говорит эксперт.
Расчет накладных расходов
«Если в небольших компаниях, в малом и среднем бизнесе, соотношение основных и накладных расходов не столь важно и прозрачно, то в крупных компаниях понимание этого соотношения может напрямую влиять на принятие стратегических решений, касающихся прибыли и её планирования», — говорит Василий Алексеев.
Сложность подсчетов, по мнению эксперта, состоит еще в том, что нужно правильно распределить, что относится к прямым расходам, что к накладным, что к внереализационным. У компании могут быть расходы на судебные процессы, на уплату госпошлин, разовые траты, которые нужно правильно отнести к определенному виду. Это может напрямую влиять на налоговую базу по ряду систем налогообложения.
По словам Ирины Смирновой, обычно предприятия считают соотношение накладных расходов к прямым затратам по формуле:
Накладные расходы: прямые расходы х 100%.
Управляющий КППС Александр Абрамов отмечает, что не все предприятия выделяют и считают накладные расходы отдельно от основных, только в некоторых отраслях их необходимо рассчитывать — например, в строительстве (где накладные расходы обязательно учитываются в сметах), в сфере медицинских услуг, в химической промышленности. Например, порядок расчета накладных расходов в строительной отрасли подробно прописан в Письме Минстроя РФ от 30.10.1992 № БФ-907/12.
Нормирование накладных расходов
«Нормирование накладных расходов позволяет установить предельные значения затрат в определенных категориях. Нормативы могут быть установлены на уровне отрасли или предприятия и помогают контролировать затраты и сравнивать их с аналогичными предприятиями», — говорит Василий Алексеев. Норматив накладных расходов также утверждается на федеральном и региональном уровнях.
Компании определяют предельные величины таких затрат в зависимости от масштаба и специфики деятельности. Ирина Смирнова уточняет, что при определенных видах работ рекомендуется вносить их в смету сразу для исключения выхода за пределы планируемой суммы. Нормирование накладных расходов в трех вышеупомянутых отраслях регламентируется приказами Минпромнауки, Минстроя и Минздрава, соответственно.
Списание накладных расходов без распределения
Василий Алексеев поясняет, что списание накладных расходов без их распределения может быть необходимо в случае, когда затраты не могут быть точно отнесены к определенной статье или центру ответственности. В таких случаях они могут быть списаны на общую сумму накладных расходов.
Накладные расходы в налоговом учете
Накладные расходы являются неотъемлемой частью налогового учета, а их правильный учет и списание могут помочь предприятию снизить налогооблагаемую базу и уменьшить налоговые обязательства. За счет накладных расходов можно снизить:
-
налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль предприятий, использующих метод начисления. Накладные расходы учитываются в том периоде, в котором они понесены (ч. 2 ст. 318 НК РФ).
-
налогооблагаемую базу при расчёте налога предприятий, использующих кассовый метод учёта доходов и расходов, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами. Расходы поименованы и закреплены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Ирина Смирнова акцентирует внимание на том, что расходы можно признать только после их фактической оплаты.
Василий Алексеев предупреждает, что ошибки при определении накладных расходов могут привести к неправильному определению общей стоимости проекта или бизнеса, что повлияет на его рентабельность. Поэтому важно проводить анализ и контроль затрат, чтобы минимизировать возможные ошибки.
Иногда предприятия путают накладные и внереализационные расходы. Ирина Смирнова поясняет, что это становится причиной расчета неправильной себестоимости продукта, а впоследствии и прибыли. «Внереализационные расходы никак не связаны с производством и реализацией товара или услуги. Если бухгалтер отнесет к накладным затратам, например, судебные издержки, то он тем самым снизит налогооблагаемую базу. Тогда у налоговой могут возникнуть вопросы, а предприятию будет грозить штраф», — говорит эксперт.
Практические примеры накладных расходов
Александр Абрамов приводит в пример работу кондитерского цеха. Когда цех закупает продукты, из которых производит выпечку — муку, сахар, яйца и т.д., это основные расходы, которые напрямую влияют на себестоимость продукции. Но данному цеху приходится платить за аренду, амортизировать оборудование, оплачивать услуги бухгалтерского и юридического сопровождения, организовывать и оплачивать рекламные кампании и т.д. Таким образом, эти затраты, которые не относятся напрямую к производимой продукции, считаются накладными.