Перспективы полной компенсации советских вкладов граждан в Сбербанке выглядят неочевидными по нескольким причинам.Начнем с того, что оценка правительства в 61,8 триллиона рублей по состоянию на 2024 год в два раза превышает все доходы федерального бюджета РФ за 2022 год на уровне 27,8 триллиона рублей. Проект федерального бюджета на 2024-2026 годы предполагает, что в 2024-2026 годах данный показатель будет колебаться в диапазоне 33,5-35 триллионов рублей: т.е. доходы вырастут, но не настолько, чтобы позволить расплатиться с гражданами.Кроме того, даже если бы у правительства РФ была возможность эти деньги где-то занять, то оно бы столкнулось с другой проблемой. По данным Банка России, по состоянию на 1 октября 2023 года структура денежной массы в стране выглядела следующим образом:Таким образом, компенсация советских вкладов граждан в Сбербанке объемом в 61,8 триллиона рублей в виде наличных увеличила бы денежный агрегат М0 примерно в 3,5 раза, агрегат М1 — примерно в 1,3 раза, а агрегат М2 — почти на 70%. Подобное изменение денежной массы спровоцировало бы взрывную инфляцию.27 октября Банк России вновь повысил ключевую ставку, доведя ее до 15%. Свое решение регулятор обосновал, в том числе, необходимостью охладить кредитование и тем самым снизить инфляционное давление. В этом контексте интересными выглядят цифры по общему объему непогашенных кредитов физлиц в РФ.По данным Банка России, по состоянию на 1 октября объем кредитов физлицам в структуре активов кредитных организаций составлял 32,44 триллиона рублей. С начала года этот показатель вырос примерно на 5 триллионов рублей, внеся существенный вклад в ускорении инфляции. Несложно представить себе, что произошло бы при вливании в систему 61,8 триллиона рублей.Впрочем, стоит отметить, что инфляцию разгоняет не само по себе увеличение денежной массы (хотя есть и такая точка зрения), а ее использование. И здесь мы подходим к другой проблеме, которую ЦБ также называет в качестве одного из важных проинфляционных факторов.Текущее внутреннее производство неспособно удовлетворить устойчивое увеличение спроса на товары и услуги со стороны населения РФ. Разрыв между производственными возможностями экономики РФ и спросом на товары и услуги со стороны населения покрывается импортом. Импорт же, в свою очередь, дорожает по целому ряду причин, главной из которых выступает ослабление рубля, у которого тоже есть целый ряд причин.Учитывая вышесказанное, компенсация советских вкладов граждан в Сбербанке в текущих параметрах выглядит малореалистичной. Вероятно, ее можно было провести, сократив совокупный размер выплат. Но для этого потребуется отказ от формулировки, содержащейся в соответствующем Законе 1995 года о том, что гарантированные сбережения граждан РФ будут возмещаться в соответствии с их покупательной способностью на момент вложения.Кроме того, выплату компенсаций можно было бы растянуть во времени: например, равномерно распределить их на 10 лет. Однако, вполне возможно, что мировая экономика входит в затяжной — многолетний — период высокой инфляции, что с учетом высокой зависимости России от импорта может создавать инфляционное давление и внутри страны. В подобных обстоятельствах может появиться необходимость периодически индексировать размер компенсаций, что, в свою очередь, станет дополнительным проинфляционным фактором.
Перспективы полной компенсации советских вкладов граждан в Сбербанке выглядят неочевидными по нескольким причинам.
Начнем с того, что оценка правительства в 61,8 триллиона рублей по состоянию на 2024 год в два раза превышает все доходы федерального бюджета РФ за 2022 год на уровне 27,8 триллиона рублей. Проект федерального бюджета на 2024-2026 годы предполагает, что в 2024-2026 годах данный показатель будет колебаться в диапазоне 33,5-35 триллионов рублей: т.е. доходы вырастут, но не настолько, чтобы позволить расплатиться с гражданами.
Кроме того, даже если бы у правительства РФ была возможность эти деньги где-то занять, то оно бы столкнулось с другой проблемой. По данным Банка России, по состоянию на 1 октября 2023 года структура денежной массы в стране выглядела следующим образом:
денежный агрегат М0 (наличные деньги в обращении): 17,35 триллиона рублей;
денежный агрегат М1 (М0 + чеки, вклады до востребования, остатки средств в национальной валюте на расчётных счетах организаций, текущих и иных счетах до востребования населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций): 48,985 триллиона рублей;
денежный агрегат М2 (М1 + срочные вклады): 90,597 триллиона рублей.
Таким образом, компенсация советских вкладов граждан в Сбербанке объемом в 61,8 триллиона рублей в виде наличных увеличила бы денежный агрегат М0 примерно в 3,5 раза, агрегат М1 — примерно в 1,3 раза, а агрегат М2 — почти на 70%. Подобное изменение денежной массы спровоцировало бы взрывную инфляцию.
27 октября Банк России вновь повысил ключевую ставку, доведя ее до 15%. Свое решение регулятор обосновал, в том числе, необходимостью охладить кредитование и тем самым снизить инфляционное давление. В этом контексте интересными выглядят цифры по общему объему непогашенных кредитов физлиц в РФ.
По данным Банка России, по состоянию на 1 октября объем кредитов физлицам в структуре активов кредитных организаций составлял 32,44 триллиона рублей. С начала года этот показатель вырос примерно на 5 триллионов рублей, внеся существенный вклад в ускорении инфляции. Несложно представить себе, что произошло бы при вливании в систему 61,8 триллиона рублей.
Впрочем, стоит отметить, что инфляцию разгоняет не само по себе увеличение денежной массы (хотя есть и такая точка зрения), а ее использование. И здесь мы подходим к другой проблеме, которую ЦБ также называет в качестве одного из важных проинфляционных факторов.
Текущее внутреннее производство неспособно удовлетворить устойчивое увеличение спроса на товары и услуги со стороны населения РФ. Разрыв между производственными возможностями экономики РФ и спросом на товары и услуги со стороны населения покрывается импортом. Импорт же, в свою очередь, дорожает по целому ряду причин, главной из которых выступает ослабление рубля, у которого тоже есть целый ряд причин.
Учитывая вышесказанное, компенсация советских вкладов граждан в Сбербанке в текущих параметрах выглядит малореалистичной. Вероятно, ее можно было провести, сократив совокупный размер выплат. Но для этого потребуется отказ от формулировки, содержащейся в соответствующем Законе 1995 года о том, что гарантированные сбережения граждан РФ будут возмещаться в соответствии с их покупательной способностью на момент вложения.
Кроме того, выплату компенсаций можно было бы растянуть во времени: например, равномерно распределить их на 10 лет. Однако, вполне возможно, что мировая экономика входит в затяжной — многолетний — период высокой инфляции, что с учетом высокой зависимости России от импорта может создавать инфляционное давление и внутри страны. В подобных обстоятельствах может появиться необходимость периодически индексировать размер компенсаций, что, в свою очередь, станет дополнительным проинфляционным фактором.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.