Рейтинг@Mail.ru
Renault купил 25 проц "АВТОВАЗа", что придумал для России "убийца затрат" К.Гон? - 29.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Renault купил 25 проц "АВТОВАЗа", что придумал для России "убийца затрат" К.Гон?

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Renault заплатил за блокпакет /25 проц плюс одна акция/ "АВТОВАЗа" 1 млрд долл. Деньги будут получены уже сегодня, заявил директор контролирующей российский автозавод госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов. Средства, полученные от Renault, будут направлены на завершение процесса ликвидации перекрестной системы собственности "АВТОВАЗа" и погашение кредитов, которые были привлечены на эти цели. В результате реструктуризации основными акционерами "АВТОВАЗа" станут госкорпорация "Ростехнологии", Renault и инвестиционная компания "Тройка Диалог". Каждый из них получит по 25 проц акций.

Ранее, 8 декабря 2007 г был подписан трехсторонний меморандум о взаимопонимании по приобретению блокирующего пакета акций "АВТОВАЗа" между госкорпорацией "Ростехнологии", Renault и компанией Troika Capital Partners. Тогда "АВТОВАЗ" выбрал французов из нескольких претендентов, среди которых числились GM, Fiat и Magna. Цена за блокпакет тогда не разглашалась. C.Чемезов лишь заявил, что она "справедливая, близкая к рыночной". Эксперты приводили свои оценки – партнерство с "АВТОВАЗом" обойдется Renault в сумму порядка 1,325 млрд долл. В итоге французам придется заплатить меньше. Подписание контракта планировалось на конец февраля 2008 г, что, как мы видим, и произошло.

О том, для чего французской компании понадобился российский автогигант, пусть занимающий пока главную долю рынка, но переживающий трудные времена, писали уже неоднократно. Президент Renault Карлос Гон в свое время заявил, что, "несмотря на то, что мы получаем блокирующий пакет, мы намерены сохранить торговую марку "Лада" и индивидуальность "АВТОВАЗа". Он также добавил, что французский концерн готов "строить партнерские отношения с каждым участником соглашения, в результате которых каждый из нас будет победителем". Renault собирается вложить в развитие российской компании солидные средства, а также предоставить в ее распоряжение часть своих технологий.

К.Гон в свое время получил широкую международную известность, как кризисный топ-менеджер. Именно он сумел реализовать планы по выводу из тяжелого кризиса сначала Renault, а затем и японской Nissan. У газетчиков он получил громкий титул "убийца затрат" – они говорят о нем, как об одном из самых жестких менеджеров современности. Так, в Японии, будучи уже признанным специалистом по выводу автопредприятий из кризиса, он закрыл сразу пять заводов, выгнал на улицу около 15 проц всего персонала Nissan, причем не только простых рабочих, но и менеджеров — своих мест лишилось почти 50 проц управленцев разных уровней. Эти действия вызвали волну протеста в японском обществе – увольнения вообще не в национальной традиции, там отношения "работник-работодатель" складываются, как между строгим отцом и послушными детьми. "Папаша" - работодатель может пожурить, лишить премии, отправить на перевоспитание в дальний филиал, но выгнать – никогда. Говорят, из-за действий К.Гона некоторые сотрудники Nissan даже кончали жизнь самоубийством…

И вот теперь "убийца затрат" всерьез и надолго пришел в Россию. По неофициальной информации, представители компании Renault вошли в список кандидатов в члены совета директоров, который будет избран на годовом собрании акционеров "АВТОВАЗа", еще до подписания договора. Сегодня же стало известно, что Renault получит в совете три места. Кроме К.Гона, туда могут войти исполнительный вице-президент по продуктам Патрик Пелата, директор по финансам Тьерри Мулонге, президент гоночной команды Renault F1 Team Бернард Рей и вице-президент по стратегическому планированию Жак Вердонк. Именно эти менеджеры вместе с К.Гоном спасли от кризиса Nissan и, вернувшись с победой, заняли во французском концерне влиятельные посты. Четверо французов займут ключевые посты в правлении "АВТОВАЗа".

К.Гон считает нашу страну одним из самых перспективных рынков для Renault, так как спрос на легковые автомобили у нас будет расти еще долго. "Это главный критерий для любой крупной автокомпании, которая выходит со своим капиталом на иностранный рынок", - подчеркнул он в одном из интервью. О том же заявил сегодня в Париже П.Пелата. Россия превратится в ближайшем будущем в главный авторынок Европы, считает он. Подписанный договор позволит Renault "выйти на первую позицию в России вместе с "Ладой" и Nissan". Все эти компании, подчеркнул П.Пелата, "обладают крупным потенциалом для повышения экономии на производстве и продвижения на рынке".

Как уже сообщалось, "АВТОВАЗ" и Renault намерены обменяться технологиями и ноу-хау, особенно в области инжиниринга, производства и маркетинга с целью улучшения привлекательности, конкурентоспособности и качества продукции "АВТОВАЗа". Планируется взаимообмен менеджерами разной квалификации с целью усиления связи между компаниями и ускорения процесса преобразования "АВТОВАЗа" в автопроизводителя мирового уровня с производственными мощностями более 1 млн автомобилей в год. В рамках данного партнерства запланировано сотрудничество в области производства двигателей и платформ, которыми будут оснащаться автомобили "Лада" и Renault.

Кроме всего прочего, Renault и Nissan намерены построить сборочный автозавод под Санкт-Петербургом и думают о расширении московского завода "Автофрамос". В скором времени завод перейдет на трехсменную работу. С 2009 г мощности "Автофрамоса" будут увеличены до 160 тыс машин в год.

Интерес российской стороны к Renault понятен – французский завод пообещал всемерно способствовать развитию бренда "Лада", в отличие от других претендентов, не собиравшихся вкладывать деньги в заведомо убыточные, по их мнению, машины. Напротив, по словам П.Пелаты, в рамках сотрудничества с "АВТОВАЗом" существует реальная возможность "обновить его линейку недорогих автомашин, именно таких, какие нужны России - простых, крепких и надежных". Как заявил С.Чемезов, уже в 2010-2011 гг на тольяттинском заводе будет создан именно такой автомобиль. "Мы получим от компании Renault платформу, двигатель и трансмиссию, на основе которых построим новый автомобиль бренда "Лада", - сказал он. - У нас есть наработки с канадской компанией Magna, и все эти наработки остаются в силе - мы их будем использовать при создании нового автомобиля". Параллельно в 2009 г "АВТОВАЗ" выпустит чисто французскую машину под маркой "Лада". Никакой конкуренции между выпускаемым на "Автофрамосе" Logan и планируемыми моделями нет, подчеркнул К.Гон. Иначе подписанного сегодня соглашения не было бы. Слышать такое удивительно, ведь продукция "АВТОВАЗа" уже давно и обоснованно считается главным конкурентом Logan в России. Конкретно, речь идет о модели "Калина". Собственно, в ценовом сегменте 10-12 тыс долл они являются одними из главных игроков, с той разницей, что Logan хоть и российская, но иномарка. Возможно, расчет делается на то, что количество россиян, желающих купить недорогую новую машину, будет расти в геометрической прогрессии. Иначе объяснить противоречия сложно.

Будет ли К.Гон действовать в России теми же драконовскими методами, как это было во Франции и Японии? Если да, то жителям Тольятти не позавидуешь, ведь по некоторым оценкам, на "АВТОВАЗе" можно без особого ущерба для производства уволить около половины персонала. А это грозит серьезной социальной напряженностью в городе. Впрочем, как заверил губернатор Самарской области Владимир Артяков, никакого сокращения персонала на заводе после сделки с Renault не будет. " Напротив, я уверен, будет ощущаться дефицит квалифицированной рабочей силы", - сказал он. Однако непонятно, как без резких кардинальных изменений тольяттинский автогигант достигнет своей цели – выйти на IPO в конце сентября? О таком намерении заявил сегодня С.Чемезов. Возможно, в чемоданчике "убийцы затрат" припасен некий менеджерский трюк, позволяющий сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы? Special for Russia…

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала