Вопрос: Михаил Викторович, ВСМПО расширяет сотрудничество с Boeing и увеличивает мощности совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing - какая сейчас мощность СП и насколько она будет увеличена? Какие дальнейшие планы по его развитию?
Ответ: Boeing и ВСМПО-АВИСМА действительно расширят мощности совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing. Это обеспечит увеличение производительности механообработки тележек шасси самолетов Boeing 737. СП приобрело 4 новейших высокотехнологичных станка, установка которых запланирована на 2013 год. Они будут использоваться для поддержки роста объемов выпуска самого популярного в истории авиации коммерческого самолета Boeing 737. Объемы увеличения мощностей СП - это коммерческая тайна.
Хочу отметить, что соглашение с Boeing мы подписали при содействии "Ростехнологий". Госкорпорация выступает гарантом по нашим кредитам, и во взаимодействии с федеральными органами власти оказывает поддержку в получении дополнительных заказов от предприятий, входящих в структуру ГК "Ростехнологии".
Вопрос: Компании ведут совместную разработку уникальных сплавов, которые могут быть интересны российским авиапроизводителям. Расскажите подробнее - какие российские компании уже выразили заинтересованность?
Ответ: В настоящее время конкретных договоренностей с российскими компаниями нет. Авиастроение - очень консервативный бизнес, и новое приживается медленно. В этом и есть одно из достоинств совместной разработки продукции с заказчиками.
Вопрос: Какую продукцию планируете производить из этих сплавов? Когда начнется выпуск?
Ответ: Из этих сплавов уже выпускаются детали пассажирских самолетов, например, для Boeing-787.
Вопрос: В сентябре корпорация подписала соглашение о сотрудничестве с ОАО "Компания Сухой" на поставку титановой продукции. Это первый российский авиастроитель, подписавший долгосрочный контракт с вами. С кем еще ведете переговоры по заключению подобных соглашений - с российскими или зарубежными компаниями?
Ответ: Действительно, с компанией "Сухой" в 2012 году мы подписали соглашение на пять лет. Будем поставлять продукцию из титановых сплавов для производства боевой и гражданской авиатехники. Также в 2012 году было подписано соглашение с Пермским моторным заводом на поставку продукции из титановых сплавов на 2013-2015 годы. Суммарный объем продаж в рамках этого трехлетнего договора составит более 45 миллионов долларов. За границей, конечно, всё иначе. Зарубежные авиастроители многие годы работают только по долгосрочным контрактам.
Вопрос: На какой стадии находится процесс создания СП с вьетнамской корпорацией Vinacomin? В какой форме будет реализовано совместное предприятие? Какая доля ВСМПО-АВИСМА в этом СП?
Ответ: Меморандум о сотрудничестве с Vinacomin подписан. СП будет заниматься переработкой титаносодержащих минералов в продукцию с более высокой добавленной стоимостью - планируется выпускать титановую губку. Параметры СП пока обсуждаются, но доля ВСМПО–АВИСМА будет составлять не менее 50%+1 акция.
Вопрос: Какие инвестиции запланированы в проекте? Получила ли вьетнамская сторона лицензию на добычу титановых минералов на территории провинции Бинь Тхуан?
Ответ: План по совместным инвестициям – не менее 250 миллионов долларов, проектная мощность составит не менее 20 тысяч тонн титановой губки. Лицензию на добычу вьетнамская сторона еще не получила, оформление всех необходимых документов продолжается.
Вопрос: ВСМПО-АВИСМА подписала меморандум о сотрудничестве с индийской MIDHANI для реализация ряда совместных проектов. Есть ли планы по покупке данного актива?
Ответ: Меморандум был подписан между корпорацией ВСМПО-АВИСМА и Российско-Индийским научно-технологическим центром. Стороны обозначили свой интерес в поставках полуфабрикатов производства ВСМПО-АВИСМА в Индию с последующей доработкой их на СП, которое может быть создано. Сейчас индийская сторона готовит предложения, в том числе и по потенциальным индийским партнерам, включая MIDHANI.
MIDHANI - государственное предприятие, относящееся к оборонному сектору Индии. Статус этого предприятия (оно выпускает более 100 сортов специальных металлов и сплавов, в том числе титановые сплавы) не подразумевает возможность его приобретения.
Вопрос: Каково состояние дочерних предприятий ВСМПО - ООО "ВСМПО ТИТАН УКРАИНА", NF&M, UNITI? Как планируется их развивать?
Ответ: Предприятия в настоящее время находятся в очень хорошем состоянии, но эти компании разные, поэтому поговорим о них по-отдельности. Основная продукция "ВСМПО Титан Украина" (ВТУ) – бесшовные титановые трубы для энергетики, химического машиностроения, судостроения и аналогичных областей применения. Конкуренция на этом рынке очень велика, поэтому мы не можем стоять на месте и намерены развиваться. За последние годы в предприятие вложено 20 миллионов долларов. В настоящий момент мы осваиваем производство труб для авиационных гидросистем и проходим сертификацию на Boeing и Airbus. Эта продукция, если можно так сказать, является элитным продуктом в производстве труб, и мы твердо намерены занять свое место в этом бизнесе. Безусловно, потребуются немалые инвестиции, как в оборудование, так и в персонал и технологии, но мы к этому готовы и не боимся трудностей.
NF&M достаточно успешно ведет бизнес в своем сегменте, предоставляя процессинговый сервис американским заказчикам. В настоящий момент NF&M дает примерно 10% нашей выручки на американском рынке, что совсем немало для небольшого предприятия. Однако и здесь есть своя программа развития. Совсем недавно мы закончили там монтаж оборудования для производства прутков малого диаметра. Создание данной линии стало важным шагом, который позволит нам выйти на рынок авиационного крепежа и изделий медицинского назначения. Кроме того, мы прорабатываем вопросы развития кооперации NF&M с американскими производителями по изготовлению прутков и проволоки из титана. Все это существенно расширит ассортимент продукции компании и позволит нам занять новые сегменты рынка.
UNITI – это наше совместное предприятие с ATI по производству и продвижению на рынок продукции из низколегированного титана (так называемые CP сплавы). Основной рынок сбыта такой продукции – рынок индустриального применения – те же энергетическое и химическое машиностроение. Как вы знаете, эти отрасли сейчас переживают не самые лучшие времена, однако и сегодня мы продаем там несколько тысяч тонн продукции. Каких-либо масштабных инвестиций в этой области мы пока не планируем, однако все равно не стоим на месте. В частности, мы закупили в Италии две сварные линии и в ближайшее время начнем их монтаж. Эти линии должны расширить спектр производимой продукции и повысить нашу конкурентоспособность на этом рынке. Общая доля UNITI на индустриальном рынке составляет около 25 %.
Вопрос: Как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке титановой продукции? Насколько волатилен рынок? Ваш прогноз по рынку на будущий год и ближайшее время?
Ответ: Спрос на титан в 2012 году остается на высоком уровне и имеет большой потенциал в последующие годы - 2013 и 2014, что в основном связано с растущей потребностью в титане авиационной отрасли. Ведущие авиастроители продолжают получать заказы на самолеты и в том числе на новые модели самолетов типа Boeing-787 и Airbus-350, где содержание титана очень высоко и достигает 12-15% от веса самолета. Учитывая последний фактор, можно прогнозировать, что потребление титана авиационной промышленностью будет расти достаточно активно.
Растет потребление титана и на развивающихся рынках, таких как медицина, автомобилестроение и нефте- и газодобыча. И хотя объем этих рынков титана сравнительно невелик (около 2-3 тысяч тонн каждый), их рост достаточно стабилен – 3-8% в год. В поставках корпорации они приобретают все большее значение. Так, в 2011 году ВСМПО-АВИСМА увеличила свою долю на рынке медицинского титана до 18%, надеемся довести ее в ближайшем будущем до 30%, используя как наши традиционные виды продукции, так и вновь созданное производство титановой проволоки и тонких прутков.
Пока остается проблемным индустриальный рынок применения титана, хотя даже в ситуации стагнации по объему он сравним с авиационным рынком. Пока нельзя сказать, что этот рынок выздоровеет в ближайшее время, но некоторая позитивная информация начинает поступать. Так, например, китайское правительство приняло решение возобновить проекты по постройке атомных станций, хотя объем строительства будет не такой значительный, как планировалось до трагических событий на Фукусиме. Скорее всего, этот рынок будет восстанавливаться в течение нескольких лет.
Другое крупное индустриальное применение титана – опреснительные установки – также находится в ожидании лучших времен. Это связано с нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке, где в основном реализуются такие проекты. Думаю, что увидеть позитивные тенденции на рынке опреснения мы можем только после стабилизации региона.
Вопрос: ВСМПО-АВИСМА в 2012-2013 годах планирует расширение сырьевой базы по титану и магнию. Каким образом, где и что будете покупать?
Ответ: В прошлом году мы приобрели лицензию на разведку и добычу ильменита в Тамбовской области. Сейчас ведутся подготовительные работы. В следующем году будет принят бюджет проекта и решение о его реализации.
Вопрос: В июле сообщалось, что ВСМПО-АВИСМА получила контроль над кипрской Limpieza, которая владеет ООО "Демуринский горно-обогатительный комбинат". Можно ли сказать, что корпорация получила контроль над ГОКом?
Ответ: Демуринский ГОК мы действительно приобрели - и уже начали его разработку, вложили 30 миллионов долларов, пошли первые поставки. В перспективе планируем выйти на следующий уровень производства: 50 тысяч тонн ильменита, 13 тысяч рутила и 3 тысячи тонн циркона. Дальнейшее расширение сырьевой базы пока не планируется.
Вопрос: Сколько титана идет на экспорт, на внутренний рынок? Какова структура экспорта?
Ответ: В настоящее время ВСМПО занимает 30% мирового рынка титана для авиакосмической отрасли, поставляя российским и иностранным заказчикам титановую продукцию для всех частей самолета – и для фюзеляжа, и для крыла, и для вращающихся деталей двигателя.
Доля экспорта, начиная с 2000-х годов, даже в период кризиса, оставалась стабильной – 70%. Однако в 2012 году соотношение немного изменилось – 65% составил экспорт, остальное - поставки российским потребителям. Впервые вырос портфель заказов от российских компаний – с 7 тысяч тонн в год до 12 тысяч тонн. В следующие годы мы также ожидаем рост российского потребления титановых изделий, может быть, и не столь агрессивный.
Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" конкурентов в России не имеет и практически полностью удовлетворяет спрос потребителей титана в нашей стране во всех отраслях промышленности - от авиации, космоса и судостроения до энергетики и медицины.
Вопрос: От чего зависит объем экспорта? Насколько важны ваши поставки для лидеров мирового авиапрома?
Ответ: Объем экспортных поставок в значительной степени зависит от макроэкономической ситуации в мире - в последние три года мы наблюдаем рост наших поставок с 15 тысяч тонн в 2009 году до 21 тысячи в 2012 году. Структура экспортных поставок меняется от года к году.
Сегодня ВСМПО обеспечивает титановые потребности Airbus более чем на 60%, Boeing – около 40%, Embraer – 100%, Rolls Royce и Snecma – около 30%. Продукция ВСМПО используется без преувеличения во всех проектах фирм Boeing и Airbus, включая такие новые, как Boeing-787 и Airbus-350. Мы активно работаем со своими ключевыми заказчиками над новыми уникальными изделиями, сплавами и технологиями, позволяющими расширить применение титана в конструкциях самолетов и двигателей и повысить экономическую эффективность самолета.
Корпорация имеет долгосрочные контракты с основными зарубежными потребителями в авиационной отрасли на пять и более лет. Около 90% авиационного титана поставляется по таким долгосрочным контрактам. Наличие долгосрочных контрактов в авиационном сегменте рынка не просто позволяет нам надеяться на обеспеченность заказами, но и дает возможность постоянно наращивать объемы и разрабатывать новые виды продукции для удовлетворения растущих запросов заказчиков.
Вопрос: Есть ли у корпорации долгосрочный план по производству? Какие цели ставит себе компания на перспективу в 5-7 лет?
Ответ: Безусловно, есть, ведь ВСМПО-АВИСМА является одним из важнейших поставщиков для Boeing и Airbus, а у них все программы долгосрочные. Соответственно, и мы, чтобы максимально полно удовлетворять потребности наших заказчиков, должны все время заглядывать в завтрашний день. Нам очень важно правильно уловить тренд развития спроса и развивать наше производство соответствующим образом.
В качестве примера могу привести ситуацию с ростом спроса на мехобработанные штамповки. Все меньше и меньше наши заказчики хотят получать от нас "простые" полуфабрикаты (плиты, биллеты, слитки) и все больше – почти готовые детали. Это требует коренной перестройки самой философии развития корпорации, фактически, перевода металлургического предприятия на штучное производство, не снижая при этом объемов. Перед нами стоят очень серьезные задачи как по развитию соответствующих производственных мощностей по штамповке и мехоработке, так и по освоению технологий, по развитию и переподготовке персонала, по совершенствованию организации производства. Мы ставим перед собой амбициозные задачи по выходу на рынок авиационного крепежа, о чем я уже говорил выше, расширению линейки продуктов для авиационного двигателестроения. Все эти проекты должны быть реализованы как раз в течение 5-7 лет, они выведут компанию на качественно новый уровень. В целом корпорация намерена до 2015 года инвестировать в развитие производства 800 миллионов долларов.
Вопрос: В 2012 году вы планировали увеличить мощности по производству губчатого титана до 44 тысяч тонн в год - какая производственная мощность ВСМПО по состоянию на 2011 год? Что именно планируется поменять в ходе технического перевооружения? Какие инвестиции запланированы? Есть ли планы по увеличению мощности предприятия в 2013 году?
Ответ: Свои планы по выходу на производство 44 тысячи тонн губки мы реализовали в полном объеме. Вы знаете, что в 2011 году мы производили около 35 тысячи тонн губки, поэтому скачок более чем серьезный. Насчет технического перевооружения могу отметить, что на таком предприятии как ВСМПО-АВИСМА нельзя "осуществить техническое перевооружение" за год. Это перманентное состояние предприятия, потому что расширению и модернизации подвергаются все компоненты производства – энергетика, плавка, ковочные и штамповочные мощности, прокатка и мехобработка. И каждый проект – это несколько лет напряженной работы и десятки миллионов долларов.
К примеру, на запуск нового пресса 4000 тонн или введение новых мощностей по кольцераскатке требуется 3-4 года, объем инвестиций составляет 30-40 миллионов долларов. Добавьте сюда наши проекты по развитию сырьевой базы, по развитию вспомогательных производств, по замене и модернизации устаревшего, выработавшего свой срок оборудования и вы поймете, почему наша инвестиционная программа "тянет" на 200 миллионов долларов ежегодно. При этом важно понимать, что только экстенсивно предприятие развиваться не может. Как я упоминал выше, основные наши усилия направлены на то, чтобы максимально увеличить глубину переработки и получить максимальную добавленную стоимость.
Вопрос: Как вступление России в ВТО повлияло на деятельность ВСМПО, сбытовую политику?
Ответ: Вступление России в ВТО никак не повлияло на нашу сбытовую политику.
Вопрос: Планирует ли компания привлекать кредиты в текущем и будущем году? В каких банках – российских, зарубежных?
Ответ: Кредитование – неотъемлемая часть динамичного развития любого бизнеса и ВСМПО-АВИСМА в этом плане не исключение. Серьезный рост объемов производства и масштабная инвестиционная программа, безусловно, требуют кредитных ресурсов. В настоящий момент наш кредитный портфель составляет около 800 миллионов долларов. Планируем некоторый прирост заимствований (порядка 100-150 миллионов долларов) для осуществления ряда проектов. Однако заимствования – штука платная, да к тому же и возвратная, поэтому важно следить за балансом нашего долга и стоимостью заимствований. Кстати, именно по этой причине в числе наших банков-партнеров только Сбербанк является российским банком, остальные партнеры – зарубежные банки, которые на сегодняшний момент могут предлагать более конкурентные условия кредитования.
Вопрос: В 2012 году корпорация планировала направить 2 миллиарда рублей на капвложения - на что именно? Сколько уже потрачено и какие планы по инвестициям на 2013-2015 годы?
Ответ: Как я уже упоминал выше, наша ежегодная инвестиционная программа – 200 миллионов долларов, поэтому цифра в 2 миллиарда – скромная оценка.
Основные проекты этого года – строительство двух гарнисажных печей, работы по подготовке к монтажу упоминавшегося уже ковочного пресса в 4000 тонн. На предприятии реализуется масштабная программа по модернизации кранового хозяйства и энергетических объектов, что стоит очень серьезных денег. Кроме того, модернизируется парк станочного оборудования, ведутся работы по дооборудованию вакуумно-дуговых печей источниками питания и реконструкция этих печей для увеличения переплавки отходов. Свыше миллиарда занимает только программа по замене устаревшего и выработавшего свой срок оборудования.
За истекший период 2012 года инвестиции уже составили около 6 миллиардов рублей. В последующие годы темпы инвестирования вряд ли снизятся, поскольку ряд крупных проектов только начат или находится в стадии рассмотрения.
СПРАВКА:
ОАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" является крупнейшим мировым производителем титановой продукции, предназначенной, в основном, для аэрокосмической промышленности. Около 80% продукции поставляется на экспорт. Основным акционером компании является госкорпорация "Ростехнологии". Чистая прибыль ОАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" по РСБУ в 2011 году выросла в 4,7 раза - до 3,058 миллиарда рублей с 646,334 миллиона рублей в 2010 году.
Партнеры ВСМПО-АВИСМА - ведущие мировые авиастроительные компании: Boeing, Airbus, SNECMA, Rolls Royce, Pratt&Whitney и другие (всего - более 300 фирм в 48 странах мира).
Корпорация интегрирована в мировую авиакосмическую промышленность и является для многих компаний основным стратегическим поставщиком изделий из титана.
Помимо этого, ВСМПО-АВИСМА поставляет титан и алюминий (и изделия из них) для других отраслей хозяйства, а также выпускает товары народного потребления, в том числе кованые колесные диски. Компания ВСМПО является одной из трех российских компаний, имеющих международную аккредитацию Nadcap для производителей в аэрокосмической и военной промышленности.
Основное производство компании находится в Свердловской области в городе Верхняя Салда. Также в структуру входит Березниковский титано-магниевый комбинат "Ависма", крупнейший в мире производитель титановой губки - исходного сырья для производства титана.
В 2012 году корпорация "ВСМПО-АВИСМА" планирует выпустить 29,5 тысячи тонн титана, компания понизила свой прогноз по производству на 10% с 32,7 тысячи тонн. В 2011 году компания выпустила 24,6 тысячи тонн титана.